Книги

9 фантастических романов с квир-персонажами

Все эти книги есть (или будут изданы) на русском

Писательница Жанна Пояркова, ведущая подкаста Heresy Hub, исследовала для нас фантастику и фэнтези на предмет квир-персонажей.

Современная фантастика взяла курс на разнообразие героев, поэтому встретить квир-персонажей в книгах не так трудно. Даже у «новой волны», питавшейся от сексуальной революции 1970-х, хватает романов, способных поразить свободным взглядом на отношения (Хайнлайн, Муркок, Фармер, Дилэни и т.д). Кажется, что за последние несколько лет мы должны были открыть много глубоких и неожиданных историй, комбинирующих фантастические приключения и сложности человеческой сексуальности. Однако больше всего квир-герои пока освещаются в young adult, немалая часть которого — бесхитростная любовная фантастика.

Если приглядеться, то сексуальность героев в таких книгах либо пикантный штрих театральных драм ромфанта, либо дань моде. Мне захотелось вспомнить взрослую фантастику, в которой квир-герои полноценно и ярко выписаны не в ущерб захватывающему сюжету и необычному миру.

«Стальные останки» Ричард Морган (2008), цикл «Страна, достойная своих героев»

В этом цикле темного фэнтези мастер киберпанковых триллеров Ричард Морган («Видоизмененный углерод») испытал себя на новом поле и одновременно сломал пару-тройку жанровых клише. «Стальные останки» — нуарный, грубоватый дарк, который ближе к середине книги раскрывается как необычный постапокалипсис с участием инопланетян и архаических «богов». Часть магии — это изощренная технология, а зловещие колдуны-нелюди — люди из других миров. Такая заманчивая двойственность присутствует в каждом элементе романа.

Рингил «Ангельские глазки» — герой прошедшей кровопролитной войны, которого все уважают, и владелец меча Друг Воронов. Но еще он мужеложец, за что в мире книги периодически сажают на кол. Эта лихая противоречивость сопровождает всю его жизнь. Война завершилась, и те, с кем он ее прошел, разбежались по разным краям карты. Степной вождь Эгар Драконоборец развлекает молоденьких девушек и просаживает жизнь, Рингил ввязывается в дурацкие приключения, а мудрая Аркет служит спецагентом у императора. Все трое найдут себе новую войну, ведь в мир вернулись тени-убийцы, двенды.

Если посмотреть на роман глазами консерватора, то его должно разорвать на мелкие кусочки: Рингил — гей, который страстно развлекается с приятелями и так же страстно всех крошит, а Аркет — чернокожая лесбиянка, соблюдающая при этом целибат. Однако (в отличие от YA) здесь сексуальность героев является важной чертой их характера, вплетающейся в сложную, пострадавшую от войны личность. От откровенной сцены, в которой Рингил остается наедине со злейшим врагом, многих может схватить удар, но нуарный, жесткий и одновременно поэтичный язык Моргана оживляет недружелюбный мир.

Эксперимент интересный, хотя и небезупречный. Трилогия только что вышла в новом переводе.

«Гидеон из Девятого дома» Тэмсин Мьюир (2018), цикл Locked Tomb

Зарубежные издатели выбрали как слоган для книги фразу Чарльза Стросса «Лесбиянки-некроманты в космосе!», потому что это безотказно привлекает внимание. Однако «Gideon Ninth» далека от разнузданного палпа. Это необычный детектив про многоуровневый подвал с призраками на отдаленной планете, где некроманты разных домов соревнуются в управлении мертвой материей. «Гидеон» — прихотливая и талантливая смесь жанров, позволяющая добиться оригинальности там, где, казалось бы, все уже испробовано.

Периодически лучшие некроманты собираются на покинутой планете, где проходят испытания ума и силы во славу местного «Бога-императора», чтобы победитель мог стать Ликтором, имеющим огромную власть. По стечению обстоятельств Гидеон оказывается защитницей чопорной, злой и нелюдимой правительницы Девятого дома, способной поднимать армии скелетов. Чтобы получить свободу от дома, мастер боя двуручным мечом Гидеон должна стать рыцарем своего заклятого врага и отказаться от излюбленного оружия. Вот только выжить в таких соревнованиях — нетривиальная задача.

Мечница с откровенными журналами у кровати, привлекающая взгляды соперников своими мышцами и трогательно слабеющая перед изящной чахоточной девой, — это нетипичный герой. «Гидеон Девятая» — как книга по Вархаммеру, которую написали в другой Вселенной. «Вархаммер», созданный готом-заучкой.

В «Гидеон Девятой» весьма небанальный сюжет, который оценили любители фантастики, — Локус, номинации на Хьюго, Небьюлу и всемирную премию фэнтези для романа подтвердят мои слова. Роман может похвастаться и не без юмора прописанной линией отношений между героинями. Концовка слишком мелодраматична, однако бонус книги — стиль Тэмсин Мьюир, мрачноватый, неспешный, полный одиночества и геометрической красоты.

Этой осенью книга выходит в издательстве Fanzon.

«Отчаяние» Грег Иган (1995)

Это единственный фантастический роман с важным для развития сюжета героем-асексуалом, который мне встречался. Как всегда у Игана, новый тип дилемм в человеческих отношениях является следствием технологического скачка, и подан он очень пронзительно.

Главный герой «Отчаяния» — журналист, снимающий фильмы в духе документальной версии «Черного зеркала». Он показывает пугающую сторону технологий и общается с самыми необычными людьми, вроде добровольных аутистов, вырезающих способность лгать, или теми, кто всерьез модифицирует тела. Ему заказывают материал о женщине-физике, которая собирается объявить Теорию Всего (теория, которая объединила бы квантовую физику с «обычной», позволив создавать всеобъемлющие описания процессов), и расследование на анархическом острове оборачивается убийствами и неожиданным исходом.

Как и все романы Игана, «Отчаяние» можно разложить на множество потрясающих воображение элементов, однако самой неожиданной частью оказалась влюбленность главного героя в бесполого анархиста, не имеющего ни малейшего интереса к сексу. Ни одни современные дебаты о сложных коллизиях гендера не оказывали на меня такого впечатления, как безутешная попытка героя привычным способом передать свою любовь человеку, живущему по совершенно другим правилам. Это одновременно очень красивая и тревожная история, являющаяся лишь деталью научно-фантастического романа.

«Месть темного бога» Линн Флевелинг (1996), цикл «Мир Ночных странников»

Один из немногих фэнтези-циклов с отношениями мужчин, который был переведен на русский. Полагаю, причина перевода романов про эльфа нетрадиционной ориентации в том, что в первом томе нет ничего, что фокусировало бы на этом взгляд. Флевелинг пишет в первую очередь фэнтези, а затем — историю любви, не наоборот.

Главным героем цикла является бисексуальный эльф Серегил, который посреди приключений влюбляется в спасенного им юношу Алека. Это старомодное фэнтези, замешанное на воровском романе, ведь Серегил — шпион, вор, бард, незадачливый маг, изгнанник.Типаж героя-преступника с добрым сердцем и кривой усмешкой на привлекательном лице, весьма популярный у женщин.

Сюжет таков: злые некроманты хотят вернуть темных богов, а Серегилу не везет украсть один из их артефактов, которые вор не считает особенно важными, пока медальон не проедает в груди дыру и не насылает на Серегила кошмары. Тут-то и помогает спасенный им юноша Алек, который хочет выручить учителя, не жалеющего на него ни времени, ни денег.

Флевелинг довольно изящно и очень неспешно замыкает линию, в которой Серегил выступает учителем и почти отцом для Алека, чтобы после «поднятия уровня» ученика подвести их к тому, чтобы мужчины стали любовниками. Любителям стремительно развивающихся отношений тут делать нечего — Флевелинг отдает первенство подробному лору про старых богов, а не развитию романтической линии. Бисексуальность во вселенной Nightrunner, как и в мире Bioware, никого не удивляет, поэтому не является предметом специального внимания.

«Бару Корморан, предательница» Сет Дикинсон (2015), цикл «Бару Корморан»

Очень неординарная книга, хотя не все задуманное автором получилось. В каком еще фэнтези вы прочтете про уничтожение стран с помощью экономики?

На свободные теплые острова Тараноке, населенные расслабленными аборигенами, прибывают корабли Империи Масок, принося с собой паруса, болезни и бумажные деньги. Свободной жизни и семьям с несколькими мужьями или женами приходит конец. Имперцы неуклонно и необратимо разрушают жизнь островитян с помощью болезней, экономики и идеологического образования. Аборигенов берут в ежовые рукавицы — и вскоре Бару Корморан, дочери двух отцов, остается лишь ходить в школу «миссионеров», ведь она понимает, что одолеть такую силу с копьем в руках не получится. Глядя на гибель своей родины, юный гений Бару решает получить власть в Империи — и разрушить ее, а для этого готова идти на все. Даже поступить ей на службу.

Бару Корморан посылают в захолустную феодальную страну, чтобы выполнять задания Империи Масок, и ей следует показать себя наилучшим образом, чтобы попасть в столицу. Героиня умна и безжалостна, однако одно дело — умственные упражнения, а другое — погружение в царство архаичных законов, связей и предрассудков с головой. Любовь к женщине почти приводит ее к гибели.

В книге очень хорошо показан страх людей, которых империя принуждает к своим стандартам нормальности и единообразия, а также привычка к скрытности, сила тайного влечения у людей, поневоле носящих маски. Все, что касается части захвата и колонизации описано прекрасно, автор вложил свою душу, а Бару — интересный персонаж-фанатик.

«Таинство» Клайв Баркер (1996)

Уилл — фотограф дикой природы, которого привлекает ее упадок. Он снимает белых медведей, роющихся в помойках в поисках отбросов, погибающих от нефти птиц и страдающих животных, теряющих достоинство дикости из-за людей. Его репутация в творческих кругах довольно высока, он рискует и ничего не боится, но в душе Уилла зияет бездна, делающая жизнь мучительной.

В погоне за снимками полярных хищников он схватывается с умирающей медведицей и получает травмы, которые отправляют его в кому. Баркер использует ее, чтобы описать историю детства Уилла и его встречу с двумя могущественными и темными бродягами, Розой и Стипом, обладающими сверхъестественными силами. После исцеления Уилл возвращается в Америку, где в его сны входит недобрый говорящий лис, а события становятся все более и более загадочными.

Романы Баркера всегда содержат изощренную, темную сексуальность, а их структура запутана и предназначена людям, получающим удовольствие от языка и размышлений о тьме. «Таинство» не выпадает из этого ряда, а также немалое отношение уделяет этапам взросления героя-гея, рассказывая о его жизни со знанием и прямотой. Особость героя, запятнанного в глазах мира как своим выбором партнеров, так и отметинами странной магии, — важная часть романа.

«На острие клинка» Эллен Кашнер (1987), цикл «Клинки Приречья»

«На острие клинка» — это фэнтези, в котором нет магии. Оно тесно смыкается с историческими романами с той разницей, что классовое общество, места и порядки вымышлены (fantasy of manners, mannerpunk). В городе, напоминающем устройством Венецию, знать борется за власть, а неудобные вопросы решаются с помощью мечников, которых нанимают для дуэлей. Один из таких мечников, Ричард Сен-Вир, мастерски выполняет свою работу по устранению соперников. Вечером же он приходит в кабак, где его ждет мрачный и высокий Алек, бывший студент с дурным нравом. Он постоянно подбивает мечника на кражи, драки и темные дела, однако Сен-Вир лишь рад этому.

Мир «Клинков Приречья» — это сословное общество, целиком сосредоточенное на собственных правилах и на том, как их обойти. Переплетения интриг знати порой можно разрубить только мечом, и у каждого класса свои представления о чести, о достойном и недостойном. Алек и Сент-Вир — выходцы из разных классов, однако Алек старательно скрывает прошлое, мучаясь от собственных пороков. Когда прямолинейный Сен-Вир попадает в беду из-за своих представлений о чести, Алеку, с которым он делит постель, придется продемонстрировать свои.

Язык Кашнер красив, однако в романе полностью отсутствует нерв, сквозная интрига, которая приковывала бы внимание читателя. Множество героев просто живут своей жизнью в напыщенном броуновском движении, и в век экшн-фэнтези это воспринимается как провал. Пожалуй, непростые отношения Алека и Ричарда — единственная фишка романа, но как раз они прописаны весьма интересно. Мир бесконечных споров и опасных танцев знати с одной стороны и убийственных мечников с другой так увлек Эллен Кашнер, что с «На острие клинка» начался цикл, который она пишет всю жизнь.

«Сфера-17» Ольга Онойко (2014)

Этот текст называют фанфиком по Стругацким с точки зрения тех, кого прогрессоры пытаются привести к своим стандартам. «Сфера-17» — это история про планету тоталитарных революционеров, фанатично поддерживающую свою изоляцию, которая находится под угрозой. Планета зажата между глобальной межпланетной корпорацией и странноватыми «прогрессорами», которые делают всех милыми людьми, удаляя то, что кажется им проблематичным. Главный герой отправляется в средоточие зла, офис корпорации на другой планете, чтобы вступить в переговоры. Однако вместо дипломатии самоуверенный посланец получает жестокость и… сексуальные домогательства.

Насколько сомнительным получился гибрид космической фантастики с узнаваемыми историями о революционных расстрелах и амбициозных бюрократах, настолько же мощно и неожиданно выглядят взаимоотношения героев. Причем получилась действительно история о любви, притяжении, с развитием и кульминацией, которая выглядит крайне выпукло на фоне ходульного и поверхностно набросанного сеттинга. Это весьма откровенная книга, которую я не рекомендую консервативно настроенным читателям, однако те, кому секс красивых военных не кажется ужасной вещью, будут удивлены.

«Черный леопард, рыжий волк» Марлон Джеймс (2019), цикл «Темная звезда»

Букеровский лауреат Марлон Джеймс написал необычное темное фэнтези в полном магии африканском мире, которому трудно подыскать аналог. Это экспериментальный по форме и неожиданный в языковом плане роман, темный, жестокий, насыщенный и певучий. Книга не для всех сразу по многим причинам, но именно этим она и интересна.

Главный герой романа — Следопыт, трикстероватый охотник за людьми, способный находить их по запаху. Также он ходок по мальчикам, отчасти влюбленный в своего частого напарника Леопарда, мужика-оборотня. Начинается действие с допроса Следопыта, который должен поведать, отыскал ли он «мальца» и в каких отношениях он находится с королем. Феерические ответы Следопыта приводят к истории его жизни, полной колдовства, погонь, магических сущностей, походов по бушу и чужим для него городам с чужими порядками.

Чего в романе нет, так это героической линейности — Следопыт мотается туда-сюда в поисках «мальца», по ходу дела успевая прожить куски безумной жизни и показать читателям ее странности, способные быть как волшебством, так и порождением его восприятия. Автор рассказывал, что планирует писать фэнтези так, словно это непоколебимая реальность, и происходящее, сколь бы фантасмагорично ни было, действительно читается как репортаж из страшной страны, где темные боги ходят бок о бок с людьми.

%d такие блоггеры, как: