Книги

«Лживая взрослая жизнь»: новая книга Элены Ферранте

Прочитаете за вечер

1 сентября сразу на нескольких языках мира, в том числе и на русском, вышел новый роман итальянской писательницы Элены Ферранте «Лживая взрослая жизнь». В России роман великолепно перевела Анна Ямпольская.

Когда пишут про Ферранте, обязательно добавляют про псевдоним, никто не знает, кто она такая, может, это мужчина. Были неоднократные попытки раскрыть тайну писательницы, причем даже по финансовым документам, но даже если Элена окажется коллективом русских писателей, я не расстроюсь. Мне очень нравятся ее книги и нравится, как она разбирается в женской психологии.

Ферранте больше всего известна по «неаполитанскому квартету», книгам серии «Моя гениальная подруга», где писательница скрупулезно выводила токсичные отношения двух девочек-девушек-женщин на фоне истории Неаполя. Дружба блондинки Лены и брюнетки Лилы — замес ядреных итальянских эмоций. Лена завидует уму Лилы, постоянно тянется к ней и хочет быть не хуже. Лила стремится к хорошей жизни, хочет вырваться из душного бедняцкого квартала с безумными колбасниками и осатаневшими женщинами. Меня завораживали эти книги, и признаться, я побаивалась читать «Лживую взрослую жизнь», обещавшую типичную историю взросления.

Джованна родилась в 1979 году, растет в семье интеллектуалов и обожает отца. Он главный человек в жизни девочки, к его голосу она чутко прислушивается — может быть, слишком чутко, поскольку однажды отец в разговоре с матерью отмечает, что у Джованны лицо Виттории. Что такое для 13-летней девочки узнать, что она похожа на свою тетку, грозу семьи, необразованную страшилу, ненавистную брату? Первый шаг по пути к взрослению.

Ферранте пишет книгу от лица Джованны и иногда размышления кажутся слишком взрослыми для подростка. Но с другой стороны, все это условности, да и подростки порой бывают куда талантливее взрослых. Отец наносит непоправимую травму дочери, она начинает считать себя некрасивой. «Имя Виттории звучало в нашем доме как имя чудовища, которое все оскверняет, губит все, к чему прикасается». Виттория была «букой, которой пугают в детстве, прозрачной, еле заметной тенью, лохматым чудищем, притаившимся в углу в ожидании, когда дом погрузится в темноту». Джованне очень больно, но вместе с тем она решает во что бы то ни стало встретиться с сестрой отца и увидеть ее настоящее лицо.

Виттория в чем-то похожа на Лилу из «неаполитанского квартета». Она невероятно красива — худющая брюнетка с огромным бюстом — обладает хриплым голосом, говорит на диалекте, не стыдится крепкого словца и живет в бедном квартале, куда Джованне приходится буквально спускаться. Тетка, как выясняется, тоже «статуя несчастная», у нее своя трагедия личного свойства, и сейчас она практически живет с ее результатами. Джованна знакомится с многочисленной родней Виттории, и постепенно обращает внимание на родительскую ложь — мать с отцом отнюдь не идеальная пара, и свидетельством тому станет история с браслетом, подаренным теткой Джованне в день ее рождения.

Своими впечатлениями от тети Джованна делится с подругами, сестрами Анджелой и Идой. Постепенно выдумки становятся все вычурнее, и вот уже сестры просят познакомить их с Витторией. Джованна нервничает, громоздит одно вранье на другое, выдумывает себе возлюбленного, но затем она становится свидетельницей родительского адюльтера, и ее детство разбивается на куски. Отец покидает семью, женится на матери ее подруг, а мать продолжает жить его жизнью, за что Джованна начинает ее ненавидеть.

Очень было боязно, что Ферранте замкнется на Виттории и заведет Джованну в тень более яркой героини, какой была Лилу в «квартете». Но девочка-подросток не лыком шита, и, как положено в 15 лет, бунтует против родителей, против мира и против своих подруг. Джованна пытается принять себя такой, какая она есть, но отчаянно врет себе тоже. Так, встретив Роберто, жениха своей знакомой, она влюбляется в него, симпатичного интеллектуала, и по сути повторяет путь матери. Однако она не видит этого, и жадно впитывает в себя его слова. Она впервые читает Евангелие и, будучи девушкой умной, пытливо разбирает его, заслуживая уважение Роберто. Она отвергает ухаживания парня-сексиста, предпочитая любовь платоническую, несбыточную. Джованна мне очень симпатична, иногда кажется, что в ней есть мои черты, но возможно, девочки-подростки, привыкшие много читать, одинаковы во всем мире.

Действие романа развивается в начале 1990-х, но эпоха абсолютно не чувствуется. Ферранте не старается напичкать книгу поп-культурными отсылками и предпочитает описывать Неаполь, нежели постеры в спальне героини. Чувствуется пропасть между Джованной и Витторией — тетка росла в совсем другое время, тогда как племянница обладает большими свободами, в том числе и сексуальными.

«Лживая взрослая жизнь» идеально соответствует названию. Джованна постепенно открывает для себя мир взрослых с их тайнами. Одни поменьше, другие побольше — ты станешь взрослой, когда научишься не только красиво выглядеть, но и красиво врать, красиво молчать и красиво предавать. Кажется, Джованна наконец, понимает, что не готова принимать эти правила игры, и хочет стать такой взрослой, какой до этого никто не был.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: