Индустрия Кино

Кинотеатрам Америки предстоят годы тягот

Бизнес-модель будет меняться

На этой неделе Голливуду выдали очередное предупреждение: американскому кинотеатральному бизнесу предстоят годы тягот. Сбой, вызванный пандемией коронавируса, ускорил некоторые уже существовавшие тенденции и разрушил бизнес-модели многих киностудий. Об этом пишет Variety.

Интересный контрапункт к открывающемуся Венецианскому фестивалю из Америки. Пока главы европейских киносмотров собираются вместе и отстаивают кинотеатральную модель, за океаном смотрят на ситуацию в другом свете.

В среду, 2 сентября, советник по СМИ Майкл Нэйтансон, старший аналитик компании MoffettNathanson (уже намекавший на конец классической модели Голливуда) и Питер Чернин, бывший CEO Fox Group, ныне возглавляющий собственную компанию Chernin Entertainment, предоставили печальный доклад на APOS, конференции высших чинов индустрии развлечений. Она впервые проходила полностью онлайн.

Нэйтансон и Чернин определили недавний коллапс кинотеатральных окон как свидетельство перехода власти от старой кинпрокатной бизнес-модели к новой стриминговой парадигме. Они напомнили, как Universal увела мультфильм «Тролли: Мировое турне» на PVOD, что на днях стриминг студии Disney покажет блокбастер «Мулан» и что студия Paramount продала ряд своих картин Netflix и CBS’s All Access. Все это, по мнению докладчиков, свидетельствует о неумолимой тенденции.

«Считаем, этот эксперимент четко сигнализирует о переосмыслении студиями кинопроката в будущем, — сказал Нэйтансон. — Universal и Disney были довольно агрессивны в своих действиях, и мы считаем, что за ними последует Warner и продолжит менять окно». Недавно Universal и сеть кинотеатров AMC договорились о новом стандарте, сократив окно между кинорелизом и цифровой премьерой до 17 дней. «До появления PVOD кинотеатральное окно составляло 90 дней, и мы думали, его нужно сократить до 30. Сейчас уже 17 дней. Всего три уикенда», — добавил аналитик. Значит ли это, что Amazon и Netflix присоединятся к прокату и начнут показывать фильмы вроде «Ирландца» и «Ромы» в кинотеатрах, соблюдая 17-дневное окно? Натансон продолжает: «Может, AMC думает, что таким образом откроет свои экраны для проектов стриминговых сервисов?»

Чем меньше людей в кинотеатрах, тем хуже самим кинотеатрам — это понятно даже школьнику. «Это бизнес, продающий колу и попкорн, чтобы заработать, — говорит Майкл Нэйтансон. — Каждый человек, не пришедший в кинотеатр, по сути, подрывает вам экономику. У AMC огромный долг, поэтому такое решение кажется нам довольно странным».

Чернин ожидает, что кинотеатры и прокатчики проявят гибкость и второстепенные фильмы будут быстрее покидать залы, тогда как большое кино будет идти от 30 до 90 дней. Оба докладчика согласились, что среднебюджетное кино, не являющееся ни тентполами, ни блокбастерами — вид вымирающий, а посему кинопрокату достается только самый прибыльный кусок в виде тентполов. «А когда мы говорим о тентполах, мы говорим о Disney», — сказал Нэйтансон, напомнив, что в прошлом году компания получила 61% совокупной прибыли голливудского киносектора. По мнению аналитика, Disney должна «продумывать» свои дальнейшие действия, ведь другие студии будут обязаны последовать ее примеру.

«В первое кинотеатральное окно Disney получает больше прибыли, чем все другие студии, — говорит Нэйтансон. — Поэтому студии надо очень аккуратно следить за тем, как быстро они „подрывают“ окно. Для студии оно не только прибыльно, но и завязано на сопутствующие товары и тематические парки. Страшно подумать, что будет, если Disney откажется от кинотеатров, решив размещать свой контент на SVOD. Тем самым она нанесет кинопрокатной отрасли огромный ущерб. Другие студии не получают настолько высокой прибыли в прокате, поэтому им тоже придется играть с окнами, импровизировать и сокращать количество снимаемых фильмов. Можно предсказать, что Warner поступит так же с HBO Max, а Universal с Peacock».

Нэйтансон показал график, показывающий, что доходы североамериканских кинотеатров пока не могут вернуться к нормальному уровню до пандемии коронавируса. Аналитик предсказал, что даже после некоторого восстановления, кассовые сборы в 2014 году будут примерно на 2,4 млрд долларов меньше, чем в прошлом году. На графике видно, что сборы в Северной Америке за 2019-й составили $11,4 млрд, падают до примерно $3,4 млрд в 2020-м, поднимаются до $8,5 млрд в 2021-м и до $9,5 млрд в 2022-м. После этого кинопрокат определенно начнет проигрывать стриминг-платформам. Нэйтансон предсказывает падение до $9,2 млрд в 2023-м и до $9 млрд в 2024-м.

По словам Нэйтансона, рынки капитала ниже оценивают прибыли Disney от кинотеатрального проката, чем доходы Netflix от SVOD или доходы того же конгломерата Disney от Disney+. «Инвесторы велят Disney двигаться в сторону стриминга», — добавил он.

Чернин называет три причины, которые позволяют ему видеть будущее традиционного кинобизнеса более-менее оптимистично (разумеется, когда ситуация выровняется):

  • Есть отложенный спрос со стороны зрителей;
  • Отсеивание наиболее слабых игроков придет к уменьшению количества фильмов, которым нужно собрать крупные суммы;
  • Новый оконный режим гораздо лучше для отрасли.

Тем не менее, Чернин предупредил, что студийные конгломераты, возможно, никогда больше не найдут такую столь же прибыльную кормушку, как американское кабельное ТВ последние 30 лет. «Технологии и капитализм работают на пользу потребителю, с помощью расширения выбора и улучшения цен, — говорит Чернин. — Даже продвинутый потребитель с тремя или четырьмя подписками на стриминг-платформы, платит гораздо меньше, чем за пакеты кабельных каналов».

Все старые развлекательные компании, по словам Питера Чернина, пытаются переключиться на другие бизнесы. «Но я не понимаю, как эти новые бизнесы отражают экономику кабельных бизнесов, — сказал продюсер. — Netflix и Disney+ сейчас доминируют».

Подведем итоги вышесказанного.

  • Сокращение кинотеатрального окна неминуемо
  • Студии будут снимать меньше фильмов
  • В кинопрокат попадут только блокбастеры
  • Все «второстепенное» кино уйдет на стриминг-платформы

От редакции

Может показаться, что мы, начиная с марта, радуемся краху киноиндустрии. Но это, конечно, не так. Мы наблюдаем за тем, как отрасль пытается осознать, что изменения, которые заняли бы пять ближайших лет, проходят за пять месяцев. Для Голливуда, который пережил появление звука, цвета, телевидения и домашнего видео, интернет стал непосильным конкурентом. Точнее, появившаяся у зрителя возможность контролировать просмотр контента и получать его там, где он хочет и когда хочет. Подстраиваться под новую парадигму сложно — мы видим, как трудно Голливуду дается осознание, что 50% людей на планете — женщины, и надо бы снимать кино с их участием и о них.

Мы считаем, что кинотеатрам сейчас следует продумывать меры по удержанию зрителей — устанавливать большие экраны, максимально удобные кресла, продумывать удобство и безопасность зрителей в эпоху пандемии и т.д. Надо понимать, что старые времена уже не вернутся. Конечно у нас свой собственный путь, но российские кинотеатры только в Новый год делают кассу на отечественном кино, а в остальное время кормятся американскими блокбастерами. Уже не первый год аналитики говорят, что их будет меньше. Просто имейте это в виду.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: