Кино Книги Сериалы

Летнее чтиво: все, что я прочла, пока вы отдыхали

Книги, комиксы, вот это всё

Пандемия коронавируса подействовала на меня самым странным образом. Вместо того, чтобы смотреть запоем кино и сериалы, я начала запойно читать. Эскапизм посредством литературы дался мне лучше всего. Я не отдавала предпочтения определенным жанрам, но предпочитала художественную литературу. Сразу скажу, что книгой лета называю «Будденброков» Томаса Манна — она была настоящим наркотиком, не оторваться! — а на втором почетном месте, пожалуй, «Мальчик глотает вселенную» Трента Далтона. 

Поехали. 

Бекки Албертали и Адам Сильвер, «Что, если это мы» 

Артур встречает Бена на почте, Бен пытается отправить бывшему бойфренду коробку с его подарками. Парни не успевают обменяться телефонами, теряют друг друга и на протяжении доброй сотни страниц занимаются поисками. Нью-Йорк может и большой город, но поддается усилиям ребят. Начинаются свидания, увы, неловкие, Бен все еще страдает по бывшему, Артур чувствует себя не в своей тарелке и скоро покинет город, так и не увидев «Гамильтона», и вообще они слишком разные. Артур — еврейский мальчик с СДВГ и из богатой семьи, Бен — пуэрториканец из небогатой семьи, оставшийся в летней школе. Артур любит мюзиклы, Бен — гик и пишет фэнтези. У каждого есть верные друзья, однако мироздание кажется больше благоволит им, а не протагонистам.

Главная беда этой книги — поколенческая. Алберталли 37, Сильверу 30, они типичные милленниалы и своих 17-летних героев тоже превращают в милленниалов. Да, Бен и Артур живут в мире вечных чатов, гифок и сториз, но поп-культурные референсы у них будто украдены от родителей — от «Звездных войн» до «Гарри Поттера». Я не говорю, что герои не могут их не любить, просто… молодые зумеры несколько другие. Так и не смогла проникнуться персонажами, а жаль.

Бен Оливер, «Петля будущего»

Купилась на описание и восторженные оценки на Goodreads, но получила книгу, похожую на весь постапокалиптический янг адалт сразу. В будущем, где люди делятся на Совершенных и обычных, подростков запросто сажают в тюрьму, Лука Кейн отбывает срок за убийство в Аркане, высокотехнологичной тюрьме. Он много читает, но еще больше рефлексирует о том, что произошло. Можно отсрочить смертную казнь, согласившись на испытания, и Лука постоянно наблюдает, как его сокамерники то возвращаются больными, то вовсе исчезают. В результате переворота Аркан оказывается без покровителей, и заключенные ребята и девчата вырываются наружу. 

Пожалуй, снова вспомню, что обещала себе больше не читать такие книжки. Во-первых, они редко бывают хорошо переведены, а во-вторых, они ужасно скучные в своей предсказуемости. Мир у Оливера прописан пунктиром, герой ничем не примечательный, а что там будет с кучей его друзяшек, меня не волнует никоим образом..

Грейди Хендрикс, «Изгнание дьявола из моей лучшей подруги»

Готовый хоррор про двух подруг в сеттинге южной американской глубинки 1980-х. Эбби знакомится с Гретхен в 10 лет, и они становятся лучшими подругами. Они из разных семей — Эбби из бедной, Гретхен из богатой, — но социальный разрыв им не мешает вот уже целых шесть лет. В конце концов, к чему все эти условности, когда ты подросток, у тебя есть машина, ты с подружайкой раскатываешь в ней и орешь во все горло песни Мадонны и Фила Коллинза! Но однажды Гретхен исчезает и возвращается совсем другой. Эбби наблюдает, как подруга на глазах меняется, а затем и вовсе становится другим человеком. Где искать экзорциста в Чарльстоне в 1988 году?

Напоминание о том, как завязываются наши отношения с миром, с людьми и как мы пытаемся удержать то, что любим. Хендрикс не забывает щедро снабдить книгу духом времени — здесь и американский ангст 80-х, страх перед СПИДом и тонкий слой расизма. Прилагаются родители непонимающие, родители задолбанные, родители-лузеры и родители-позеры. Все составные хоррора в стиле Джона Хьюза.

Джеймс Болдуин, «Иди, вещай с горы»

История семьи, которая перебирается с Юга на Север, история отношений с богом, отношений с людьми и отношений с собой. Много, очень много библейских цитат, погружающих в мир людей, которым осталось уповать лишь на бога, ведь мир слишком жесток.

Расстроила меня судьба протагониста, я ожидала, что он окажется другим. 14-летний мальчик Джон, чей отец — жесткий проповедник, открывает в себе сексуальность, но тут же оглядывается на бога — что-то он подумает, что скажет? Дьявол искушает его, отец ненавидит, мать терпит побои — и я искренне надеялась, что он сбежит от этой жизни, но… вышло так, как вышло.

О самом Болдуине прекрасно рассказывала Ирина Карпова.

Жюдит Дюпортей, «Любовь по алгоритму: Как Tinder диктует, с кем нам спать»

Книга, про которую я хотела написать большой текст и даже опросить своих знакомых, пользовавшихся Tinder, чтобы они рассказали о полученном опыте. Но потом в медиа вышло столько материалов про эту книгу, что моя затея выдохлась. Тем не менее, книга, хоть и маленькая, но важная. В ней французская журналистка не только осознает, как алгоритмы Tinder влияют на выдачу, но и нечто, гораздо важнее. Это не Tinder мешает вам выбрать классную пару, это вы не умеете вовремя остановиться и думаете, что следующий партнер(ша) будет лучше. 

Когда-то давно я сидела на сайте свидений Mamba и у меня, что интересно, были примерно такие же свидания, о которых рассказывает Депортей. Все они заканчивались жутким разочарованием как для меня, так и для моих спутников — и мы продолжали перебирать анкеты. Правда, один человек остался в моей жизни, мы переодически общаемся чисто дружески. Но своего будущего мужа я встретила в ЖЖ, и наверное, однажды следует ждать книгу от русских авторок, которые проводили в Livejournal время, а заодно и находили пару. 

Иван Крастев и Стивен Холмс, «Свет, обманувший надежды»

Маша в своем отзыве на Googreads пишет, что «это лучшая (в моем списке) книга о том, что происходит». Мне тоже очень понравились мысли Крастева и Холмса, которые берут за точку отсчета события 1980-х, а именно, разрушение Берлинской стены, и на примерах разных стран показывают, какие изменения происходили в них. Как в одних странах симулировали демократию, а в других пытались копировать американский образ жизни, тогда как в третьих нашли свой путь, пусть он и кажется многим недемократическим, но экономика цветет. Книга приводит к грустному выводу: скоро мы будем жить не в зависимости от государственного строя, а в зависимости от экономики. Кажется, такое будущее наступит гораздо быстрее, чем думают авторы. 

Кевин Барри, «Ночной паром в Танжер»

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» известный своим нон-фикшеном, но недавно стали выпускать и художественную литературу. Их книги стоят как маленькие лошадки, но за Барри мне не было не жаль ни копейки. На пару вечеров я погруз мир двух ирландских бандитов, иторым уже за полтос, жизнь не очень-то удалась, и они сидят где-то на пристани в Испании, ждут дочку одного из них. Кого? Это большой вопрос, оба любили одну и ту же женщину. 

Барри как будто пишет крупными мазками, не заостряя внимания на деталях, но это только кажется — деталек в романе полно, из них складывается маленький шедевр о жизни людей, просадивших молодость на криминал и наркотики. Накануне старости они никому не нужны, кроме друг друга, но кажется, им это норм. Короче говоря, вот такого «Ирландца» я бы посмотрела. Права на экранизацию купил Майкл Фассбендер. 

Кристофер Бакли, «Собиратель реликвий»

Книги о современном обществе («Здесь курят», «Флоренс Аравийская», «День Бумеранга») даются Бакли сильно лучше, их советую. А «Собиратель реликвий» — забавная безделушка о пройдохе Дисмасе из 16-го века, чей лучший друг, художник Альбрехт Дюрер, вынужден подделывать плащаницу Христову. Просто не надо было покупать реликвии для разных господ и думать, будто никто не узнает. 

Довольно забавно поначалу, но затем Бакли скатывается в описания стычек, драк, а единственную женщину и вовсе выводит из строя на несколько страниц, предоставляя Дисмасу возможность ее спасти. Еле дочитала. 

Мадлен Миллер, «Песнь Ахилла»

Обожаю мифы и легенды Древней Греции и всегда стараюсь читать, что с ними делают современные писатели. Миллер дебютировала историей о любви Патрокла и Ахиллеса, здорово проредив все возможные данные об этих персонажах, не забыв про мать-богиню героя Трои. Патрокл и Ахиллес постепенно взрослеют, влюбляются друг в друга, но затем необходимость стать героем войны оказывается для Ахилла роковой и, как мы помним, он погибает вслед за своим возлюбленным. 

Очень-очень красиво, но чересчур сентиментально — Миллер долго писала эту книгу и кажется, немного устала к финалу. Все, что касается юности героев, читала взахлеб, а потом почему-то притормозила. 

Мадлен Миллер, «Цирцея»

Миллер очень сильно продвинулась после «Ахилла»: «Цирцея» это очень точное исследование женского характера (хотя, что это такое?), разговор об одиночестве, о поиске семьи и поиске себя. Богиня с человеческим голосом, в детстве заговорившая с Прометеем, превращает нимфу Сциллу в чудовище из-за детской ревности, затем оказывается в изгнании и постепенно обретает мудрость и величие. Узнаете очень много подробностей — как Цирцея превращала людей в свиней, как жила с Одиссеем, как любила Дедала, и как нашла себя. 

Получила невероятное удовольствие — вот это по-настоящему феминистический роман. Героиня не растворяется в мужчинах, ей хорошо в обществе волков и львиц. Она хотела бы быть ближе к сестре и брату, но не готова ради них меняться. Даже отца своего, бога Гелиоса, Цирцея вызывает лишь однажды. Миллер уделяет много места размышлениям Цирцеи, которые, возможно, не лучшим образом отразятся в сериале, который заказал сервис HBO Max.

Маргарет Этвуд, «Заветы»

Искренне не знаю, зачем Этвуд написала эту книгу, вижу только одну причину: устыдить авторов сериала, которые сняли невыносимый второй сезон. Вместо того, чтобы показать Галаад глазами других героинь, мы страдали с Джун. «Заветы» же хороши тем, что напоминают о том, как важно рассчитывать на молодых и нельзя сбрасывать со счетов пожилых. Героини «Заветов» — две девушки, одна растет в Галааде, другая в Канаде. Есть и третья героиня, одна из знаменитых Теток, сумевшая отвоевать себе место в мужском мире.

Мне не очень была понятна махинация с Младеницей Николь, но черт с ней. Я на два дня провалилась в эту историю, испытав настоящий восторг. Мне бы хотелось какого-то более четкого финала, но и с ним пусть будет черт.

Маргарет Этвуд, «Пробуждение»

Опубликованный в 1979-м, «Пробуждение» гораздо ближе к той Этвуд, которую я люблю по трилогии «Орикс и Коростель». Начинается как детектив — две пары прибывают на отдаленный канадский остров, чтобы найти отца главной героини, остающейся безымянной на протяжении всего романа. Селятся в доме исчезнувшего, но как мы помним, ничего хорошего из жизни в отдаленных домах не бывает. Героиня работает художницей и имеет очень яркое воображение. Она постоянно размышляет о прошлом, а прошлое цепляется за нее и превращается в непосильный груз. Психика не выдерживает, и постепенно «Пробуждение» из детектива превращается в психологический триллер. 

Этвуд ведет свою героиню все дальше и дальше в лабиринт безумия, чтобы под конец она соединилась с природой и стала ее частью. Она понимает, наконец, своих родителей, которым пришлось после войны жить впроголодь и в плохих условиях, но вопрос «а был ли отец» так и подвисает в воздухе.

Марк-Уве Клинг, «Страна качества»

Микс «Черного зеркала» и «Тиндера». Очередное не очень-то прекрасное будущее, в котором все люди получают оценки и жизнь их зависит от количества полученных баллов. Фамилий больше нет, вместо них — профессии отца или матери. Обычный парень Петер Безработный однажды получает по почте вибратор в форме розового дельфина и решает отдать ее обрано. Но это непросто: система решила, что этот предмет ему необходим, а потому Петер должен смириться. Однако герой намерен добраться до главы компании TheShop, по сути управляющей миром, и отдать секс-игрушку. Помогают ему роботы, которых он чинит в своем подвале.

Главная тема книги — что будет, если всем придется жить по алгоритму, но при этом алгоритм ошибется насчет вам? Мне тема кажется очень интересной, но Клинг, к сожалению, слишком увлекается на какие-то дурацкие отсылки, нелепые шутки и не дает книге стать серьезнее, упорно скатываясь в сатиру. Сатира, увы, ему дается не очень.

Наоми Алдерман, «Сила»

Подробно рассказывала об этой книге здесь.

Ник Харкауэй, «Гномон»

Я люблю читать рецензии людей, поставивших такого рода книгам одну звезду. Обычно объяснение простое — не смогли дочитать или скучно или еще что. Мне кажется, «Гномон», как любое авторское кино, требует максимального внимания и полного погружения.

Не вышло.

Начало, первые пара сотен страниц — чистый восторг. Мне ужасно нравился зачин: в Лондоне будущего инспекторша с финским именем Мьеликки расследует смерть женщины, мозг которой скрывает пять персонажей. Мьеликки перебирает героев, ищет совпадения. Но все в итоге упирается в систему «Свидетель», которая опутывает пост-брекситовую Британию и четко следит за каждым человеком. От обилия слов типа «апокатастасис» и «катабасис», от адского неймдроппинга, от кучи персонажей примерно к пятисотой странице я впала в кому и дальше читала, не вдумываясь. Просто пробегала по словам. Может, там что-то с переводом? Да нет, многие носители языка тоже жалуются.

Искренне считаю, что роман выиграл бы от хорошей редактуры. Примерно страниц 300 из 800 лишние. Я понимаю, писатель так видит, он воплощает видение. Но читатель не виноват.

Нинни Холмквист, «Блок №2»

Отмечу, что книга уже издавалась в России аж под двумя названиями: «Биологический материал» и «Вечернее платье должно быть сексуальным». Сейчас ей дали максимально близкое к оригиналу название.

В прекрасной Швеции будущего все бездетные люди будут отправляться в специальные юниты, блоки, где их или отправят на опыты или разберут на запчасти. Всегда хорошо, когда в твоей жизни есть смысл, хорошо послужить на благо родины. Доррит, как и все бездетные женщины, попадает в Блок после наступления 50. Она никогда особо не хотела замуж — наследие матери-феминистки — и любила по-настоящему только своего пса. Разлука с собакой кажется ей невыносимой, но в Блоке она знакомится с Юханнесом (мужчин отправляют чуть позже, в 60 лет), и кажется, что ее жизнь обретает смысл. Блоки идеально кормят своих жильцов, выдают модную одежду и обувь, развлекают кино и театром. Внутри Блока всегда лето, так что постояльцы начинают грустить по зиме. Но смерть, такая близкая, постоянно дает о себе знать.

Героиня удивительно безропотная, покорная и без особого желания жить — за это, как мне кажется, книгу и ругают. Но Доррит просто честная гражданка и понимает, что принятые в стране законы надо соблюдать, даже если ради них ты умрешь в 51 год, будучи изрезанная и вымученная экспериментами. Короче говоря, не допускайте принятия людоедских законов в своей стране.

Пат Баркер, «Молчание девушек»

The Guardian включили роман Баркер в список сотни лучших книг последних 20 лет, так что ждала ее издания на русском. Поначалу было интересно: история об осаде Трои, рассказанная со слов Брисеиды, девушки, отданной Ахиллу в качестве трофея. Она повествует о своей жизни с супергероем греческих легенд, который оказывается неприятным типом. Единственным мужчиной, который хорошо относится к пленнице, становится Патрокл — Брисеида подозревает какую-то связь Ахилла с боевым товарищем, но так и не находит доказательств. Судьба девушки ужасна — она подвергается насилию, наблюдает за издевательствами над другими женщинами и постепенно свыкается с новым образом жизни. 

Все бы хорошо, но слишком много Ахилла и прочих мужчин. Брисеида может и главная рассказчица, но все остальные женщины задвинуты на второй план. Мне кажется, что для фемревизии осады Трои этого недостаточно. Но написано чудесно. Занятный микс реализма с мелодрамой. Кровь, кишки, оливки на завтрак.

Ребекка Куанг, «Республика Дракон»

Единственный Янг адалт, который мне понравился этим летом, продолжение «Опиумной войны» о девушке, которая кремень. Действие развивается в стране, похожей на Китай, а в книге угадываются некоторые исторические события. Рин не хочет выходить замуж и поступает в военную академию, где выясняет, что она принадлежит к вымершему народу и умеет впускать в себя богов. В продолжении Рин продолжает сражаться с внутренними демонами: к богу Огня прибавился погибший возлюбленный, но на этом ее проблемы не заканчиваются. Она становится пешкой в попытке государственного переворота и должна убить Императрицу. Конечно, не все так просто, Иператрица не лыком шита и обрубает Рин все ее способности.

Половину книги героиня проводит без возможности плеваться огнем, зато попадает в совершенно восхитительные передряги и военные действия. Не знаю, как Куанг удается придумывать бои на кораблях так, что это интересно, плюс описывать битвы с такой яркостью, что нет ни малейшего желания пролистывать их!

Что мне особенно нравится, так это отсутствие уже набившей оскомину любовной линии. Рин может и заглядывается на парней, но когда у тебя внутри бушует пламя, контроль над которым дается с трудом; когда тебе необходимо просто выжить, тут не до сантиментов. Отличная линия с колонизаторами-гесперианцами, считающими никанцев необразованным сбродом, но это, думаю, лучше раскроется в третьей книге.

Ричард Кадри, «Сэндмэн Слим»

Трешачок, который читается моментально, забывается тоже быстро, но эскапизм по полной программе. Молодой маг Старк возвращается в наш мир после 11 лет проживания в Преисподней и начинает искать дружков-оккультистов, отправивших его в Ад. Он селится в лос-анджелесском видеомагазине, страдает по погибшей девушке, но к финалу кажется находит новую подружку-вампирку. Элэй кишит всякими тварями, и Старк  однажды сталкивается со службой Ангелов, занимающейся охраной людей от всяких злых сущностей. Теперь его зовут Сэндмен Слим, и это начало книжной франшизы, в этом году вышла 11-я часть. 

Герой злой, дерзкий, но немножко эмо. Тем не менее, очень надеюсь на издательство Fanzon — ребята, не подведите и выпускайте «Сэндмена Слима» дальше!

Роб Харт, «Склад»

В недалеком будущем катаклизм превратит планету в тяжелое место для проживания — будет слишком жарко, чтобы выходить из домов. Решением станет покупка любых вещей и еды через Облако — сервис а-ля Амазон, доставляющий посылки дронами. Вокруг складов Облака возникают практически города — все сотрудники Облака не тратят время на то, чтобы добраться до места работы, они живут здесь же, в 10 минутах ходьбы.

Пакстон работал охранником в коммерческой тюрьме, но затем открыл свое дело. Бизнес продержался пару лет и был раздавлен Облаком — как и многие другие бизнесы (как большие, так и малые). Цинния устраивается работать в Облако не по своей воле — она шпионка, которой поручено выяснить, где находится источник энергии Облака и что он из себя представляет. Очень удобно, что Пакстон работает охранником в Облаке и, кажется, ему очень нравится Цинния.

Харт выводит образ Джобса-Безоса, умирающего гения Гибсона Уэллса, который, воспользовавшись ситуацией в мире, выстраивает на обломках старой Америки новую империю. Конечно, его не интересует, какими силами поддерживается порядок в ней и каково работать людям на его складах. Выдержки из блога Уэллса объясняют читателю, как он пришел к власти, а также погружают в мир после катастрофы.

В чём-то «Склад» похож на «Сферу» Дэйва Эггерса — тот же тотальный контроль за сотрудниками, та же попытка полного контроля над миром. Когда изживем страх перед Третьей мировой, будем бояться корпораций. Хотя, возможно, уже пора начинать — жизнь в эпоху коронавируса все больше напоминает социальную фантастику.

Роджер Желязны, «Этот бессмертный»

Бросила читать за треть до финала — не смогла продираться дальше. Много отсылок к греческой мифологии, но порой неверных. Много пафоса на пустом месте. Персонажи не заинтересовали, иными словами, мне стало скучно. Возможно, надо было раньше читать или же это продукт своего времени, когда в фантастике были иные правила.

Сильвия Плат, «Под стеклянным колпаком»

Думаю, не будь имени Сильвии Плат на обложке, можно было бы решить, что это новая Отесса Мошфег — настолько современный текст, что волосы дыбом. Везде пишут, роман автобиографичен, отчего неимоверно жаль Плат, у которой явно была жесточайшая клиническая депрессия. В плане личных ощущений она предельно точна, иногда до слез. Как несправедливо, что она так рано ушла. 

Сири Петтерсен, «Потомок Одина»

Хирка рождена в нашем мире, но волею судеб оказывается в Име, будучи совсем малышкой. Ее спасает пожилой лекарь и удочеряет. Хирка не умеет сливаться с Потоком (местная Сила как в ЗВ) и не имеет хвоста (наличие хвостов у персонажей вообще никак не подчеркивается и не играет роли). Поэтому она вроде как опасна для местных, поскольку является источником «гнили». Хирка ничего интересного из себя не представляет, но она рыжая, умеет лечить и быстро бегать. Думаю, хороший редактор смог бы объяснить авторке, что надо уделять больше времени выписыванию персонажей и мира, а не повторять по сто раз одни и те же сентенции. Посчитайте, сколько раз герои произносят «Мы уже мертвы» или героиня постоянно винит себя «я — ничто, я — гниль» и получите с полки пирожок. Хирка любит Римера, красивого юношу из благородной семьи, выбравшего стезю наемного убийцы, вместо предназначенной ему роли политика. Ример, увы Просто Красивый и больше ничего.

Мир Имлингов пахнет скандинавскими мифами, но его портит пафос писательницы и масса повторений. Увы, это не фэнтези, это янг адалт с кучей своих проблем. Героиня Избранная, но не из-за сверхспособностей, а из-за их отсутствия. Герой чуть старше, но он мятежный ищет бури, как будто в буре есть покой. На втором плане подгнивающий злодей, хозяйка воронов и масса персонажей, каждый из которых интереснее героини раз в сто. Зачем Имлингам хвосты, я так и не поняла, а Петтерсен развивать эту тему не стала.

Сири Петтерсен, «Скверна»

Чуть лучше первой книги, но проблемы все те же — слишком много повторов, героиня не взрослеет, у нее внезапно появляется могущественный отец (хаха, все же она Избранная), ее бойфренд кладет болт на управление государством и сваливает в наш мир.

Все думаю, будь героине лет 25, уже можно было бы сделать нормальное фэнтези. Без дурацких любовных линий и подросткового максимализма. Но увы.

Интересно, что вокруг героини одни мужчины — женщины или коварные соблазнительницы, или просто коварные. Во второй части это чувствуется особенно остро.

Третью часть брать не буду.

Терри Пратчетт, «Вещие сестрички»

Новый перевод классики сэра Терри. Читается гораздо легче и смешнее. Обожаю Пратчетта, считаю, он все предвидел. Серия про ведьм — моя любимая. После Смерти, конечно. 

Трент Далтон, «Мальчик глотает вселенную»

Если у вас есть возможность читать на английском, то не прикасайтесь к русскому переводу — в нем встречается откровенная дичь (ну типа batshit crazy — «бред какающей мыши»), однако роман Далтона настолько хорош, что даже сквозь средний перевод это заметно.

Илай Белл живет в Австралии, и его детство приходится на 80-е. В Америке расцвет MTV, а у Илая суровый район с вьетнамскими иммигрантами, промышляющими наркотиками. Нет, это ни в коем случае не чернуха, напротив, несмотря на все темы, «Мальчик глотает вселенную» на редкость светлый роман взросления. С капелькой детектива и щепоткой мистического реализма.

Август, старший брат Илая, предпочитает молчать. Он общается взглядом (Илай все понимает), или пишет буквы в воздухе. Еще он вроде бы видит будущее, но это неточно. Оба мальчика, как постепенно выяснится, страдают от перенесенной в раннем детстве травмы, но у Далтона хватает ума не обрушивать все на читателя сразу, постепенно разворачивая историю.

Нянькой Илая становится один из легендарных австралийских преступников по кличке «Дрищ», и он учит мальчика жизни, не прибегая к морализаторству и чтению лекций. Когда у тебя в лучших друзьях рецидивист, неоднократно бежавший из тюрем, ты как-то сам становишься… Илай попробует себя по ту сторону закона — его отчим местный наркодилер — но в итоге останется законопослушным парнем. Ну почти.

Но главное — мама Илая и Августа. Мама, которую братья нежно любят, несмотря на все ее недостатки. Мама, которая оказывается вдали от дома, которой приходится хлебнуть много горестей, и ради которой Илай совершит абсолютно невозможное.

Если однажды кто-то переведет эту книгу заново, я с радостью ее еще раз прочту. Она очень живая, яркая и с кучей дивных деталей (у Илая отличная память, как у мальчика в анекдоте). Мне хотелось бы рассмотреть ее получше, и надеюсь, что это выйдет, когда Джоэл Эджертон снимет сериал по ней — права уже куплены.

Томас Манн, «Будденброки»

Читала запоем, цепляясь за каждую строчку, за каждое описание. Удивительно, насколько современна книга — все поколения проходят перед глазами: бумер, иксер, миллениал, зумер — и только последние два страдают от экзистенциального кризиса, причем младшего Будденброка он застает в совсем юном возрасте. Иоганн старший и Иоганн-мл вкалывают на благо семьи, не раздумывая, тогда как Томас только носит личину успешного коммерсанта и постоянно рефлексирует.

Женщины… Ох, женщины… Несчастная, милая, туповатая, глупенькая, наивная снобка Тони с вечными воспоминаниями о юноше с курорта! Грустная и непростая Герда — о ней хотелось бы узнать больше. Матроны семейства, служанки, учительницы, кузины, старые девы… Я визжала от восторга, когда отец вытащил Тони из первого неудачного брака, несмотря на вероятные последствия для бизнеса. Очень современный поступок, но если честно даже сейчас мало кто так сделает. Тони, которая хоть и наивна, всю свою жизнь живет так, как ей хочется, не прогибаясь под мир — это ж удивительно, как у нее это получается!

Нет, я конечно все понимаю, но думаю, лет 20 назад я бы не получила и доли удовольствия, которое испытала сейчас. Просто великолепно. Лучшее, что я читала этим летом.

Уильям Гибсон, «Периферийные устройства»

Бывают такие книги — чуть шероховатые, неровные, немного колючие, но в них так здорово окунуться, несмотря ни на что! Вот «Перифераль» (так роман называется в оригинале) как раз такая для меня. Ничего не понятно с первых страниц, потом догадка (верная) и удовольствие от развития событий. Мне кажется, у Гибсона с возрастом появилась чуть ли не кинговская человечность, которую он тщательно маскирует за технобазаром и событиями в относительно недалеком (или далеком) будущем.

Флинн случайно подменяет брата, играя в видеоигру, но становится свидетелем важных событий, из-за которых в ее маленький городишко приходит чуть ли не новая цивилизация. Тем временем в Лондоне бывшая возлюбленная паблициста Уилфа Недертона выкидывает финт, из-за которого Уилф лишается работы и вынужден сотрудничать с сыном русского олигарха. Пожалуй, это всё, что мне бы хотелось знать о сюжете этой книги, если честно.

Уильям Гибсон, «Агент влияния»

Насколько хороша была «Перифераль», настолько же монотонным и скучным вышло «Агентство» (оригинальное название). Сиквел книги шестилетней давности позволил Гибсону вывести некоторые современные моменты, но при этом самый интересный персонаж, искусственный интеллект, исчезает где-то в первой четверти.

Верити живет в Сан-Франциско наших дней и работает над приложениями. Ее нанимают, чтобы протестировать некую Юнис — и дать отчет, человек это или ИИ. Но в итоге корпорация оказывается злой, Верити приходится бежать, снова возникают ребята из будущего, прихватив одного из героев прошлого «среза» и… о, господи, как же это скучно! Героиню постоянно перемещают, переодевают, она ни черта не понимает (и мы с ней), но за всем этим стоят манипуляции Эйсли Лоубир и ее «тетушек», а также военных. Что в книге делает Недертон из «Периферали» и в чем его роль, я совсем не поняла,как и решение Гибсона продолжить практически идеальный роман.

Уолтер М. Миллер мл., «Гимн Лейбовицу»

Классика фантастики, написанная в 1960-м году, у нас издается сразу с двумя продолжениями. Но они, честно говоря, меня совсем не впечатлили, а вот «Гимн Лейбовицу» показался великолепным романом-предостережением. 

В 20-м веке после ядерной войны человечество выработало ненависть к высоким технологиям и к науке. Земля как будто снова откатывается в средние века, а население паталогически безгармотно и невежественно. Единственным очагом знаний становятся монастыри, хранящие редкие пережившие сожжение книги. Однажды 17-летний послушник Фрэнсис находит бункер, в котором хранятся бумаги самого Лейбовица, именем которого назван монастырь, в котором он служит. Рукопись подвергается пристальному изучению, а в аббатстве начинают строить некое устройство — оно положит начало техническому прогрессу.

Мне очень нравится, как Миллер распоряжается течением времени в своих книгах напоминая о том, как оно мимолетно и насколько мы все лишь гости на этой планете. Могу попинать за отсутствие ярких женских персонажей, но Миллер писал первую часть еще в 1950-х, так что не буду.

Уолтер Тевис, «Ход королевы»

Одна из неожиданностей этого лета, книга, которую я купила случайно (!) — и такое бывает. Но как же она хороша! Не зря Netflix поставил по ней сериал, так что читала и представляла в главной роли Аню Тейлор-Джой. Роман был опубликован в 1983 году, но не утратил актуальности. 

Действие развивается в 1950-х. Бет Хармон 8 лет, она сирота и воспитывается в детдоме. Она с детства обладает острым умом и умеет, как говорится, в сарказм, но еще лучше ей даются шахматы — игра, в которую ее обучил играть уборщик. Со временем феноменальная память Бет помогает ей выигрывать шахматные турниры, но только не подумайте, что это типичная история становления чемпионки. Бет с детства пристрастилась к наркотикам, став старше начинает пить и ее увлечение таблетками и выпивкой может стоить карьеры. Сможет ли самая крутая шахматистка Америки сыграть с советскими гроссмейстерами? А выиграть? 

Советские шахматисты здесь выписаны очень положительно, даром что Тевис писал роман во времена Холодной войны. Но Бет это просто невероятный персонаж, думаю, что у Тейлор-Джой получится прекрасная героиня. Вот тизер. 

Ханна Юэнс, «Фангёрлс»

Подробно об этой книге я рассказывала здесь.

Хелен Седжвик, «Урожайный сезон» (Growing Season)

Еще одна социальная фантастика, связанная с репродуктивной темой. Ева только что похоронила мать, известную активистку, выступавшую против нового изобретения компании FullLife, искусственной утробы, в которой вынашивать детей могли как женщины, так и мужчины. Первой женщине, испытавшей на себе этот продукт в 1970-х, стала Холли Бхаттачарья, которой сейчас 76, и вся ее семья готовится к рождению правнука Холли. Журналист, пишущий об этом репортаж, бывший Евы, и когда в роддоме происходит трагедия, он рассказывает об этом ей. Еве и Холли придется объединиться, чтобы узнать больше о создательнице этого устройства, затворнице Фриде — только она ключ к пониманию случившегося.

Читала роман Седжвик на английском и поразилась, насколько идея «мужчины теперь тоже смогут рожать» оборачивается полным фэйлом —  по мнению писательницы никакого равенства не получится, будет только хуже. Вряд ли «Урожайный сезон» у нас переведут, но если найдете в оригинале, почитайте. Очень интересное размышление о женской репродуктивной доле, о коварстве технологий и человеческой природе.

Хилари Мантел «Убийство Маргарет Тэтчер»

Сборник рассказов авторки «Вулфхолла». Прочитав «Убийство», я скупила сразу несколько ее книг в оригинале — перевод мне не понравился. У Мантел очень емкий язык, она пишет очень своеобразно, но переводу это не поддалось. Как я вычитала на Goodreads, «Mantel DOES not fuck around with the English language. She owns it». Рассказы Мантел по большей части связаны с женщинами, особенно меня тронула история девочки, умирающей от анорексии. Истории порой  автобиографичны (как первая, «Простите за беспокойство», в которой описан опыт пребывания Хилари в Саудовской Аравии), но на русском не рекомендую — найдите оригинал, если знаете английский.

Эрве Базен, «Змея в кулаке»

Очень странный опыт. У нас дома собрание сочинений Базена, и я решилась на трилогию о семье Резо. Но это конечно оказалось не совсем то, что я ожидала — жесткая история абьюза в семье, порожденная браком по расчету. Трое мальчиков, растущих как сорняки, без родительской любви — с отцом-рохлей и матерью-деспотом. Из этой связки вытекает чистейший сексизм и мизогиния, абсолютно не скрываемая автором. Учитывая, что это автобиографическая книга, можно представить, как Жан (главный герой) будет относиться к женщинам. Но посмотрим, что будет дальше.

Эрве Базен, «Смерть лошадки»

Герой остается все таким же сексистом, страдающим от материнской нелюбви. В женщинах он видит только части тела и одежду, ни одна из его подруг не прописана как личность. Это просто удивительно, давно такого не читала. «Говорить о женщинах во множественном числе и в настоящем времени — это вполне нормально для молодого человека; но когда женщина говорит о мужчинах во множественном числе и в прошедшем времени — это обесценивает ее еще больше, чем климакс».

Вряд ли стоит надеяться, что в третьей книге герой исправится. Он продолжает жить с матерью-абьюзеркой в голове и ничего хорошего это не предвещает ни ему, ни его жене, ни его сыну.

Эрве Базен, «Крик совы»

Мать Жана все еще жива и теперь портит жизнь его семье. «Психимора», как прозвали ее сыновья, пытается оставить в семье родовое гнездо, пришедший в негодность особняк Резо. Она манипулирует Жаном, он пускается в пространные воспоминания. Бабка подбирается к одной из дочерей Жана, втирается в доверие и становится членом семьи. Но, конечно, ненадолго.

Повторюсь, очень странный опыт прочтения. Хоть Базен и пишет, что в его трилогии персонаж — человек, которым он мог бы стать, не покидает ощущение, что автор был ужасно неприятным типом.


Я также прочитала несколько комиксов:

  • Джим Крюгер, «Справедливость»
  • Гарт Эннис, «Пацаны», ч. 3 и 4
  • Уоррен Эллис, «Трансметрополитен», ч. 1 и 2
  • Эл Юинг, «Локи: Агент Асгарда», ч. 3
  • Майк Миньола, «Хэллбой», ч. 7 и 8
  • Грант Моррисон, «Джо-варвар»
  • Том Тэйлор, «Заражение»

Больше всего мне понравился «Бегущий по лезвию 2019», написанный Майклом Грином, сценаристом нескольких, кхм, не очень хороших фильмов. Но здесь к нему претензий нет. Главную героиню зовут Эш, она работает блэйдраннером, терпеть не может летать на спиннере, обладает крутым нравом и серьезной физической травмой. Тем временем, репликантов все меньше — все или на рудниках или пойманы. Работы у Эш все меньше. Ее новый клиент просит отыскать пропавшую жену с дочерью, но, естественно, оказывается, что не все просто так.

Пожалуй, рано делать вывод по комиксу, прочитав первые 4 выпуска, но мне все очень понравилось: расширение мира фильма Скотта, новые персонажи, интрига. Жду продолжения!


Посмотрим, какой получится книжная осень.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: