Кино

Beat Film Festival. Что посмотреть онлайн?

Все фильмы доступны до 14 августа, и их там много

В этом году фестиваль документальных фильмов о музыке и современной культуре Beat проходит не только офлайн — на стриминге «КиноПоиск HD» выложено не несколько, а большинство фильмов программы; это первый в России полноценный гибрид онлайна и офлайна, и увидеть фильмы, отобранные командой Beat и приглашенными кураторами, теперь могут даже те, для кого поход в московский кинотеатр недоступен по самым разным причинам. К сожалению, в числе приглашенных кураторов в этом году нет женщин, как нет их в составе участников паблик-тока про российские креативные индустрии (видимо, женщины недостаточно креативны), а среди участников беседы о жизни юных активистов в нашей стране просто-таки демонстративно нет ни одной фемактивистки. Тем не менее, сами программы, состоящие в основном из фильмов, снятых за рубежом, не могут не затрагивать темы, близкие современному женскому движению. Даже простое участие женщин со своим опытом в фильмах, вроде «Книготорговцев» или «По волнам: искусство звука в кино», делает их намного более объемными, заставляет думать о том, насколько абсурдны в 2020-м году до сих пор принятые в России дискуссии, состоящие только из спикеров-мужчин. Расстраивает и то, что «КиноПоиск HD» не очень хорошо работает с этим уникальным контентом — фильмов Beat нет на главной витрине, ссылка с сайта фестиваля ведет на список, который является не полным (проще изучать профайл каждого отдельного фильма на сайте Beat и смотреть, доступен ли он онлайн). Полная цена просмотра одного фильма — 299 руб., с двумя скидками для подписчиков стриминга и владельцев Mastercard получается 209 руб. Все фильмы доступны до 14 августа (причем после покупки будет возможность отложить просмотр на 30 дней). Просмотр национального конкурса, в котором в этом году 12 фильмов, обойдется в 49/34 руб., доступна вся программа. 

«Под запись» (2020), реж. Кирби Дик, Эми Циринг

Фильм для HBO Max, вошедший в программу музыкального критика Александра Горбачева «Наперекор», с одной стороны встает в один ряд с недавними картинами про Эпштейна и про насилие в американской легкой атлетике, а с другой отличается от них, потому что сфокусирован на одной героине. Это позволяет более детально, чем в других случаях, углубиться в вопрос, как у конкретного человека рождается мотивация заговорить. Дрю Диксон — женщина, которая в качестве менеджера принимала важное участие в становлении американской рэп-сцены, но постоянно находилась под прессингом домогательств и насилия со стороны основателя лейбла. Важно еще и то, что в этом фильме речь идет о черном комьюнити, где среди женщин не принято заявлять в полицию на своих братьев, поэтому процессы вскрытия правды в этой среде проходят не так, как среди белых.

«Сейчас или никогда» (2020), реж. Джим Ракете

Еще один фильм из программы «Наперекор» рассказывает о юных климатических активистах из поколения Греты Тунберг — он не только позволяет познакомиться с этим образом мысли, способом взаимоотношения с реальностью, но и вписывает их в контекст предыдущих молодежных движений (за контекст отвечает режиссер Вим Вендерс, рассказывающий о временах своей политически активной юности).

«Книготорговцы» (2019), реж. Д.В. Янг

В 1950-х в Нью-Йорке было почти 400 книжных магазинов, а теперь осталось меньше 80 — сначала сетевые гиганты выдавили маленькие магазины из бизнеса, потом их самих потеснили интернет-продажи. Все раритеты, за которыми букинисты раньше охотились годами, одномоментно всплыли на условном ebay. Киндл пришел на смену бумажной книге — одновременно с этим вырос интерес к по-настоящему ценным букинистическим изданиям (в последние годы к ним относятся не только ранние издания, но и «книги с историей»). Фильм из программы публициста Юрия Сапрыкина «Вне игры» — рефлексия на тему существования физического объекта в цифровом мире, превращения книгу из источника знаний в артефакт, экскурсия в полузатопленную Атлантиду нью-йоркской букинистической книготорговли; портреты тех самых владельцев заваленных пыльными томами магазинчиков и магазинов, о которых так часто снимают сериалы и фильмы. Каждый из них рассказывает истории, позволяющие под новым углом взглянуть на привычные вещи: в «Книготорговцах» упоминается архив Джеймса Болдуина — полная история его становления; выступление сценаристов «Горбатой горы» в поддержку книжной торговли на «Оскаре» в 2006 году; книги в переплете из человеческой кожи или драгоценных камней; рассказывается о причинах появления суперобложки, об огромной пропасти на месте книг, посвященных женщинам на протяжении всей истории книгопечатания, о стирании женских имен из книготорговли, и о том, как дарственная надпись, адресованная знаменитости, повышает ценность книги, а дарственная надпись для ноунейма — понижает. 

«По волнам: искусство звука в кино», реж. Мидж Костин

Довольно заунывный и очень американоцентричный фильм, тем не менее, затрагивающий редкую тему: как в кино делается звук? Крики Кинг-Конга были записаны в зоопарке и воспроизведены с замедлением, за Чубакку рычит медведь Пух, на звук в «Крестном отце» повлиял Джон Кейдж, необходимость стереозвука в конце 1970-х была очевидна не для всех студийных боссов, но на процесс сильно повлияла Барбра Стрейзанд — впрочем, таких занимательных фактов фильме не так уж много, в основном, это краткая история трансформации саундтрека. Интересно и замечание о кризисе Голливуда в конце 1960-х годов, в момент широкого распространения телевидения и пробуксовки традиционной для того времени модели производства — немного напоминает события 2020 года (тогда одним из содержательных ответов на ситуацию стало появление «Нового Голливуда» с его революционным подходом в том числе и к звуку). 

«Марта Купер: история о граффити» (2020), реж. Селина Майлз.

Огромная радость — оказаться в компании Марты Купер, женщины-фотографа, которая не любит make pictures, а любит take pictures: она всегда занималась фотографией, в которой герой, тема, объект, настроение важнее, чем снимающий. Войти в «мужскую» профессию ей помогла работа в Корпусе мира в начале 1960-х годов и сделанные там снимки. В конце 1970-х, наблюдая за разными сообществами, она начала фотографировать граффити — в те годы рисунки на стенах однозначно считались вандализмом, свидетельством деградации городской среды. Их совместную с другом-конкурентом книгу Subway Art не хотели печатать в США, но после выхода в Европе она стала библией для нескольких поколений уличных художников. Фильм Селины Майлз — рассказ о том, как прожить «неправильную» и очень счастливую жизнь, занимаясь любимой работой и помогая другим найти себя.

«Colette, любовь моя» (2020), реж. Хьюс Лоусон-Бади

Еще одна история о женщинах, которые занимались любимым делом и создали сообщество, во многом поменяв отношение к моде. Магазин Colette, открытый в Париже на улице Сен-Оноре в 1997 году Колетт Руссо и ее дочерью Сарой Андельман, стал точкой сбора для художников, дизайнеров и музыкантов, первым начал делать собственные коллаборации, революционизировал подход к выкладке и номенклатуре товаров (многие уходили оттуда, прихватив какую-нибудь мелочь за три евро) и закрылся через двадцать лет, оставив по себе только хорошую память. Как и в случае с Мартой Купер, этот фильм — большая радость оказаться в компании увлеченных людей и их единомышленников.

«Мэйден» (2018), реж. Алекс Холмс

Во многих фильмах программы Beat, как и во многих современных документальных фильмах вообще, звучит тема возвращения женщины в историю, попытка сделать видимыми их усилия и достижения, которые раньше оставались в тени. Многие из нас, вероятно, слышали и повторяли старую морскую поговорку о том, что женщина на лодке предвещает беду — а почему предвещает? если у этого какая-то доказательная база? почему женщины не могут управлять лодками сами? Главная героиня «Мэйден» Трейси Эдвардс, которую слишком часто выгоняли с уроков, в конце 1980-х бросила вызов вековой традиции, собрав первую полностью женскую яхтенную команду и финишировав вторым номером на Whitbread Round the World Race 1989-1990. Фильм о ней и о ее товарках — увлекательная, полная падений и взлетов история борьбы за право делать то, что ты любишь (юная Трейси говорит в архивном интервью, что не является феминисткой и не любит это слово, она просто хочет, чтобы мужчины увидели: женщины тоже могут управлять лодками).

Также онлайн:

«Вера» (2019), реж. Валентина Педечини. Пост-пазолиниевская черно-белая зарисовка о жизни секты «Воинов света», синтезирующей христианство и кунг-фу.

«Разбитый нос, пустые карманы» (2020), реж. Билл Росс, Тернер Росс. Прощание постоянных клиентов с баром на окраине Лас-Вегаса

«В погоне за Бэнкси» (2020), реж. Аурелия Рувье, Шеймас Хэйли. Экскурсия по произведениям самого известного стрит-артиста мира и очередная попытка разгадать его загадку. 

«Армия плюс» (2019), реж. Луиза Детлефсен, Луиза Унмак Кьелдсен. Скандинавский бодипозитивный манифест — рассказ о молодых женщинах, которые научились принимать себя и свой вес. 

Swans: Where does a body end? (2019), реж. Марко Посиа. История группы Swans.

«Крестон» (2019), реж. Марни Эллер Херцлер. Рассказ о коммуне альтернативного рэпа, члены которой самоизолировались много лет назад в пустыне Колорадо. 

«Панк-протест. White Riot» (2019), реж. Рубика Шах. Бунт британских панков против белого национализма 1970-х годов. 

 «Сон Макса Рихтера» (2019), реж. Натали Джонс. История создания восьмичасового альбома-колыбельной Sleep.

«Майкл Хатченс: Mystify!» (2019), реж. Ричард Ловенштейн. Лидер группы INXS покончил собой в 1997 году, фильм — воспоминание о нем. 

«Американский сектор» (2019), реж. Кортни Стивенс, Пачо Велес. Путешествие по Америке в поисках обломков Берлинской стены, которые пересекли океан и оказались в самых неожиданных местах. 

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: