Индустрия Кино

Почему кампания #идемвкино внушает мне страх

Мы хотим об этом поговорить

1 августа кинотеатры страны гостеприимно распахнут свои двери для зрителей спустя 4,5 месяца простоя без субсидий государства. Вот-вот стартует и сентиментально-пропагандистская кампания «Идем в кино» — с полной поддержкой эфирных телеканалов, национальных медиахолдингов, дистрибьюторов и некоторых звезд кино- и телеэкранов, обещающих рассказать, смахнув слезу, о самых ярких своих посещениях кинотеатров до пандемии. В общем, ура-ура. Если бы не целый десяток «НО», из-за которых к инициативе зазыва в кино (неплохой по сути, но тревожной ввиду исполнения) у нас, уж простите, не получается относиться иначе, чем к «буллщит-бинго», смертельно опасному для зрителей и потенциально рискованному для индустрии в долгосрочной перспективе. И даже для зарождающегося института звезд. Разбираемся.

От редакции: Сергей Бондарев, аналитик кинопроката с десятилетним стажем, решил, что важно пояснить, из какого «места» и в связи с какой внутренней мотивацией этот текст писался и задумывался в принципе. А также честно сказать, какими привилегиями, как ему кажется, он наделен в сравнении с «народными массами», как целевой аудиторией кампании «Идем в кино».

  • Личное столкновение с COVID-19 (переболевшие родственники);
  • Высшее филологическое образование и знание английского;
  • Постоянное чтение информации о COVID-19 на русском и английском;
  • Критическое мышление;
  • Телевизор с диагональю 49 дюймов (да, это тоже важно).

Любопытно, что осознание опыта владения 4K-телевизором (с доступом к стриминг-контенту) как привилегии долго мешали мне ощутить себя вправе писать этот текст в принципе. Казалось бы, ну как я-с-телевизором могу вообще говорить от лица ВСЕХ вообще зрителей моей необъятной многострадальной страны? Ведь среди моих друзей и знакомых даже с большим достатком, чем у меня, им обзавелись немногие; плюс я — в курсе, что для зрителей из семей с меньшим достатком посещение кинотеатров было ДО пандемии единственным способом эскапизма и времяпрепровождения. Какое право имею я-с-телевизором-которого-нет-у-народа волноваться за зрителей-у-которых-нет-телевизора в преддверии открытия кинотеатров? Shame on me, right?

NO.

Потому что вскоре я понял еще три вещи, по осознанию которых я и решился на этот текст.

  1. Кампания #идемвкино адресована целевой аудитории, лишенной моих и других привилегий, а также какой-либо ангажированности.

И адресована не только тем, у кого нет телевизора. Но также и тем, кто не может критически мыслить, в силу самых различных причин. Кто не встречал разборы рисков посещения кинотеатров в разгар пандемии, потому что профильные сайты, принадлежащие либо продюсерам, либо кинотеатрам, не переводят их на русский. Тем, кто верит, что кинотеатры могут быть «безопасными» (об этом позже). Кто верит, что звезды будут участвовать в кампании #идемвкино исключительно добровольно, а не под нажимом (ну или из одолжения) продюсеров недавних своих картин или проектов, что вот-вот запустятся в производство. Кто не знает, что кинопродюсеры этих звезд, в свою очередь, могут иметь партнерские отношения с медиахолдингами, поддерживающими #идемвкино, а медиахолдинги могут быть крайне заинтересованы в кинотеатральном релизе спродюсированных ими картин любой ценой — даже ценой риска заражения своих зрителей. — короче, вот им всем адресована эта кампания. И все было ничего, если б…

  1. …люди, которым адресована кампания #идемвкино, и которые с 1 августа дружным строем пойдут в кино, живут не на другой планете, а здесь, вместе с нами, переболевшими, соседями и родственниками переболевших и с теми, кто уже очень устал испытывать панику, тревогу и беспокойство.

И при удачном стечении обстоятельств, при отсутствии второй волны пандемии, при сознательном поведении зрителей-без-привилегий в «безопасных» кинотеатрах — я буду, так или иначе, в порядке. Но в случае, если хотя бы раз в день на одном из сеансов кинотеатра среди зрителей вдруг окажется несознательный или попросту случайный заболевший без маски, — катастрофа неминуема: риски заражения в зале увеличиваются в несколько раз, как и риски распространения вируса среди населения. А я совсем не хочу заболеть и не хочу, чтобы заболела моя семья и (а вот и третий пункт)…

  1. Я тоже очень хочу в кино.

Правда. Очень. И даже примерно понимаю, при каком обеспечении мер безопасности в кинотеатрах с 1 августа я бы все-таки решился на просмотр чего бы то ни было (ну, например, «Неистового» с Кроу или «Довода» Нолана, если последний вообще когда-нибудь выйдет).

Попытаюсь перечислить все поводы для тревоги, вызванные предстоящим открытием кинотеатров 1 августа и конкретно кампанией #идемвкино. Без эмоций. Хотя нет, последнего гарантировать, пожалуй, не могу.

Помните мартовский ультиматум АВК (Ассоциации владельцев кинотеатров), выпущенный за считаные дни до «режима самоизоляции» и адресованный онлайн-кинотеатрам? Я напомню. 16 марта АВК, явно на эмоциях после стремительного и очень понятного оттока зрителей из кинотеатров в первой половине марта, объявила о своем недовольстве «недопустимыми» веерными рассылками русских VOD-сервисов с говорящим» промокодами для бесплатного просмотра («сидим дома», «покавседома», «stayhome» и т.д.). И хотя сопроводительные промотексты онлайн-площадок не добавляли оптимизма злоупотреблением слова «карантин» (в его отсутствие как тогда, так и потом, на секундочку), письмо АВК расстроило лично меня чуть больше. Если вы его плохо помните — прочтите. Всего страничка. И обратите внимание на второй абзац:

«В это сложное для всех, специализирующихся на организации досуга компаний, во время нарастающей паники перед угрозой распространения коронавируса, кинотеатры, входящие в состав Ассоциации владельцев кинотеатров не закрываются на карантин, но принимают все необходимые меры для обеспечения безопасности зрителей с учетом всех ограничений, установленных органами власти, демонстрируют, как премьерные фильмы, так и, благодаря поддержке компаниий-дистрибьюторов, и фильмы повторного репертуара»

Внимание, вопрос. Кто-нибудь хоть что-нибудь помнит о мерах, предпринятых кинотеатрами АВК для обеспечения безопасности зрителей в марте? Я не смог вспомнить ни одного письма, ни единой рассылки кинотеатров (а я подписан много на кого), в которой встретилась хотя бы минимальная эмпатия к зрителям или оповещение о «предпринятых мерах безопасности». Не нашел я их и сейчас.

Зато, перечитывая это «открытое письмо» АВК с угрозами отказа от продажи билетов «на онлайн-платформах, связанных с онлайн-сервисами, ведущими вышеописанные маркетинговые кампании», я очень хорошо вспомнил свои собственные эмоции от письма. Эмоции обиды, злости и вселенской печали. Текст мартовского письма АВК продемонстрировал не только мне, но, кажется, и много кому в индустрии (не говоря уже о зрителях: помню треды на «фишках», dtf и в фейсбуке), что даже перед лицом нависшей над человечеством смертельной угрозы даже солидные представители индустрии развлечений, зависящей напрямую от людей, могут оказаться решительно не способны к внимательному, корректному и уважительному поведению в адрес клиентов и к словам их поддержки (пусть и в письме к конкурентам). Помню, что цинично-собственническое отношение к зрителям и откровенно опасное вранье АВК (обо «всех необходимых мерах для обеспечения безопасности») меня в марте очень сильно потрясло и задело. Кстати, как вы думаете, хотя бы один из кинотеатров, входящих в АВК, с тех пор перед нами — зрителями — извинился? Догадайтесь сами.

Но почему я вдруг об этом вспомнил? Да потому что, пока я писал этот текст, к вящему невезению АВК, мне довелось внимательно изучить пресс-релиз кампании #идемвкино.

В общем, самым страшным в тексте кампании «Идем в кино», которой, напомню, индустрия кино вот-вот начнет зазывать россиян в кино, задействуя ресурсы телеканалов / медиахолдингов/ дистрибьюторов / любимых ими звезд, является… Нет, вовсе не диссонанс шутливого пафоса отдельных фраз пресс-релиза («мы вывели идеальную формулу обеспечения комфорта…») с реальными катастрофическими последствиями пандемии, которые вроде бы никуда не девались. Не испугало меня и лукавство первого же текста кампании («Данные меры учитывают мировой опыт в области кинопоказа по предотвращению распространения коронавирусной инфекции»), не подкрепленного какими бы то ни было выводами и ссылками на «мировой опыт». Покоробило, но не испугало. Чего, в конце концов, можно было ожидать от участников-подписантов письма от 16 марта?

В хтонический ужас меня повергло другое.

А именно, злоупотребление прилагательным «безопасный» и родственной ему «безопасностью» в тексте кампании. Проверьте сами.

Только на сайте кампании эти слова употребляются семь раз, а внутри одного предложения (п.6) — даже дважды:

«мы разработали…единые стандарты безопасности»,
«мы…комфорт и безопасность гостей»,
«…безопасное расстояние… обеспечиваем безопасную дистанцию…».

Нет, безусловно, скверное знание основ пропагандистского письма копирайтерами кампании, от которой в ближайшие месяцы будет зависеть число зараженных COVID-19 на улицах нашей страны, не может не радовать. Но когда я впервые увидел финальное седьмое употребление вышеупомянутого прилагательного, мне стало не до шуток. Пролистайте до низа сайта кампании. Видите там, под шапкой «Безопасные кинотеатры» 23 логотипа крупнейших киносетей страны и культовых региональных кинотеатров? И, забив на всматривание в логотипы, вчитайтесь теперь в два слова «шапки» над ними:

БЕЗОПАСНЫЕ. КИНОТЕАТРЫ.

Скриншот с сайта идемвкино.рф

В моей слегка дисфункциональной семье простых рабочих людей была одна поговорка: «сколько ни говори халва — во рту слаще не станет». Потому что только от того факта, что кто-то из ЦА кампании «Идем в кино» может повестись на этот банальный и откровенно бездарный пропагандистский ход, и сразу запланировать кинопоходы, может стать нехорошо. Да и как вообще даже человеку в здравом уме, незаметно осложненным ПТСР после двух месяцев самоизоляции и квартала жизни в мире-накануне-апокалипсиса не поверить Первому каналу, какой-нибудь Горбачевой или «Квартету И», что кинотеатры и впрямь могут быть безопасными?!

Представим возможный разговор зрителей.

  • Зин, кинотеатры безопасные! Показывают только светлое кино! Никакой чернухи! Что? Только в Москве в активной фазе заболевания прямо сейчас находится свыше 58 тыс. человек? Да плевать, ты же не кашляешь, Зин, айда в кино, посмотрим, как Рассел Кроу хипстеров гоняет! Что? В Штатах у пандемии не видно ни конца ни края, а прогноз на полноценное открытие американских кинотеатров — весна 2021 года?! Да ладно?! Офигеть, вот мы счастливые, спасибо, Сережа Бурунов убедил пойти в безопасные кинотеатры, туда ведь без масок пускают! В Барселоне опять закрыли кинотеатры после ухудшения эпидемиологической обстановки? Да чихать! У нас, в России, свой путь, да и «Хэппи-энд» вон уже какой-то идет — до Крыма не доехали, так посмотрим на мужика в Тайланде! Да брось ты свою маску, Зин! Стыдоба!

Оговорюсь, что если вас не потрясают, не ужасают и не приводят в неистовство масштабы грядущего бедствия, глубина вранья и размах безответственности «безопасных» участников этой кампании, примите мое искреннее восхищение. Я за вас очень рад и желаю от души только самого лучшего. Надеюсь, к «принятию» как финальной стадии горя по Кюблер-Росс смогу вскоре выйти и я.

Если переживу эту чертову пандемию.

Ну а пока тревожности мне добавляют следующие моменты, как назло связанные с открытием кинотеатров 1 августа.

«Рекомендательный характер» наличия масок у кинозрителей, фигурирующий в недавнем постановлении Минкульта, плюс умалчивание о масках как о рекомендательной мере для зрителей во время просмотра на сайте кампании #идемвкино и на сайтах отдельных кинотеатров

Еще до всех новостей об очередном продлении карантинных мер в Штатах, недели полторы назад крупнейшая американская киносеть AMC повела чрезвычайно беспечно. Заявила, что их зрители вовсе не обязаны надевать маски в кинотеатрах. От общества AMC огребла критики таких масштабов, что быстро сдалась, объявив «масочный режим» обязательным для кинозрителей, разрешив их снимать только в процессе употребления еды/напитков в зале (противоречивость этого решения не получила должного внимания прессы: открытие кинотеатров опять отложили).

Но в России масочно-перчаточный режим, и как необходимая, и как рекомендательная мера для кинозрителей стал настоящим lost cause, хотя для значительной части населения он, вне всяких сомнений, стал бы достаточным основанием для посещения кинотеатров. Требования для зрителей носить в кинотеатрах маски/перчатки нет даже на сайте кампании «Идем в кино». Чистый сюрреализм. Будто в какой-то другой стране заболевает 5,5-6,5 тысяч человек в день (согласно официальной статистике) последние два месяца.

Тревожит меня и другое. То, что никто из кинотеатров не собирается отказываться от продажи еды в кинобарах, прикрываясь «безопасной выдачей». И значит это одно. Что любой из зрителей, кто окажется в одном зале с инфицированным COVID-19, решившим перекусить без маски, подвергнется риску заражения в наглухо закрытом помещении кинозала примерно на 1,5-2 часа.

Единодушие локальных и международных медицинских организаций в оценке похода в кинотеатр как активности «красной» зоны риска заражения COVID-19

В начале июля мировые СМИ и блоги облетела таблица, созданная Техасской Медицинской Организацией, где традиционные активности были оценены с точки рисков заражения COVID-19. Согласно ей, кинопоход в кино входит в группу самых опасных занятий.

ВОЗ с ней согласен: загрузив отсюда файл для самостоятельной оценки активностей с участием скоплений народа, и применить этот (довольно неудобный) инструмент к оценке похода в кино, в этом вы можете убедиться сами. На российской странице сайта мне аналогичный инструмент не удалось. Федеральные СМИ табличку групп риска Texas Medical Organisation проигнорировали, как и инструмент ВОЗ. Но что печальнее, об этом не упоминается и не обсуждается даже вскользь на специализированных сайтах, которые читают кинотеатры. А стоило бы, потому что…

В залах могут оказаться зрители, чьи родственники все еще болеют COVID-19

В онлайн-общении со знакомыми и с друзьями, выписанными после перенесенного заболевания в мае-июне, я обнаружил одну встревожившую меня особенность. Оказывается, сразу же после выписки с официального больничного вслед за официальными отрицательными результатами ты обретаешь свободу передвижения, ограничиваемую лишь твоей собственной совестью. Даже если у тебя дома болеют родные и близкие, вне зависимости от тяжести хода их болезни ты НЕ обязан дожидаться их выздоровления. Потому что считаешься выздоровевшим. Так, несколько выздоровевших моих знакомых, у которых все еще дома болели близкие, буквально огорошили меня тем, что сразу же после выписки отправились на работу без маски.

А теперь, на секунду, представьте, сколько в кинозалах страны может оказаться свежевыздоровевших кинозрителей, чьи родственники продолжают болеть там, где они проживают все вместе. И прикиньте, исходя из собственного опыта, возможный процент сознательных «переболевших» (не говоря уже о болеющих или болеющих бессимптомно) среди будущих ваших соседей в зале на совместном сеансе.

Мне, например, при очередном выполнении этого упражнения для стандартного замера уровня тревожности, крайне сложно сохранять оптимизм. Не знаю, как вам.

Умалчивание кинотеатрами (не говоря уже о Роспотребнадзоре и Минкульте) о новых нормах поведения сотрудников кинотеатров в неминуемых случаях экстренных ситуаций, осложняющих кинопросмотр

Предположим, вы находитесь в зале, где вдруг один из зрителей, допущенных в зал после замера температуры и тому подобного, начинает тихо (ну или громко) покашливать. Предположим, что вам или вашим соседям становится дискомфортно и очень тревожно. Они решают что-то с этим сделать, сообщив о беспрерывно кашляющем в темноте человеке сотруднику кинотеатра.

Внимание, вопросы:

  • Что будет делать сотрудник кинотеатра в этой ситуации?
  • Какие новые права теперь есть у встревоженных зрителей? А у кашляющих?
  • Будет ли остановлен сеанс и продезинфицирован зал? Будет ли задержан следующий сеанс?
  • Готовы ли будут сотрудники к/т к вежливому общению с зрителями в таких ситуациях (а ведь мы понимаем, что развилок развития только этой ситуации может быть множество, и даже не рассматриваем радикальные: вроде потери одним из зрителей сознания во время сеанса). И если готовы, то кем? Гарантируется ли им, сотрудникам, право на больничный в случае заболевания после этого случая?

А если в ответ на кашель одних зрителей последует агрессия соседей?

Интересно, каким-либо из перечисленных вопросов всерьез занимается кто-либо внутри АВК. Занимается? ОК, тогда интересно, когда об установленных нормах поведения сотрудников кинотеатров, о своих правах и об ответственности кинотеатров в таких ситуациях, узнаем мы, клиенты кинотеатров?

Мировой опыт киноиндустрии в условиях пандемии как terra incognita, которую АВК не спешит открывать широким массам, да и вообще кому-либо, вынуждая предполагать, что сама Ассоциация о нем не в курсе

Каждый из нас встречал печальные новости об очередном закрытии кинотеатров в странах Европы, Азии и в США — как после очередной попытки открыть их, так и после накануне самой первой. Известно ли мне что-нибудь о деталях того, как эти кинотеатры работали? Нет. Хотелось бы мне об этом узнать, чтобы понять, к кейсу «открытия кинотеатров» какой именно страны Россия ближе сейчас всего? О, да.

Безусловно, новости об открытии кинотеатров в Китае или о рекордных сборах за первый уик-энд в кинотеатрах Южной Кореи действуют на меня успокаивающе. Но есть нюанс: насколько я могу судить по некоторым материалам об открытии кинотеатров в этих странах, имеется существенная разница сознательности зрителей в том, что касается масочного режима как рекомендательной меры в общественных местах. Не в нашу пользу.

И, повторюсь, к сожалению, из текста кампании «Идем в кино» невозможно узнать ровным счетом ничего о глубине анализа опыта индустрий разных стран ее создателями. А хотелось бы. И это умалчивание не радует, а тоже вызывает тревогу.

Ангажированность отраслевых СМИ России

Ни одно из профильных СМИ на данном этапе не оказывает должного внимания к горячим вопросам. Ни одно не предпринимает достойных попыток организовать общественную дискуссию. Что я имею в виду, когда говорю об ангажированности? Ну, например, что одно онлайн-СМИ, популярное среди кинотеатров, принадлежит кинопродюсерам и живет, помимо госгранта, за счет рекламы кинорелизов дистрибьюторов. Второе — принадлежит менеджерам региональных кинотеатров. Конечно же, каждое из этих СМИ по-своему заинтересовано в скорейшем открытии кинотеатров.

Все острые вопросы, касающиеся рисков зрителей накануне открытия кинотеатров 1 августа, сейчас вынесены за скобки публичных обсуждений лидерами мнений

К уже упомянутой общественной дискуссии последствий, «рекомендательного характера» масочного режима (для примера), не призывает никто.
Стенограмм онлайн-конференций лидеров мнений о будущем кинопроката, критического анализа неангажированными журналистами этих самых мнений в открытом доступе не найти. И лидеров мнений можно понять. Индустрия очень торопится «запастись дровами» (на случай возможной второй волной пандемии в России? Не знаю). ОК. Есть лишь одно «но».

Зрители не идиоты, а живые люди. Если кинотеатры решили порубить лес абы как, чтобы запастись дровами после простоя, а не подойти к восстановлению уже частично утерянного доверия потребителя с должным уважением, то им лучше быть готовым к shitstorms. А они стопудово последуют (см. протесты в Хабаровске), если вдруг зрители, задетые ковидными щепками по вине неосторожного или безответственного обращения кинотеатров при их обслуживании, обнаружат вдруг за кампанией «Идем в кино» полнехонькие ведра отборного вранья и недоговорок, скверно припрятанные. И, кажется, я знаю, на чьей стороне буду лично я.

«Что нам делать с пьяным матросом?» или Как быть, если сбудутся самые мрачные прогнозы последствий открытия кинотеатров?

И есть ли у киноиндустрии/медиахолдингов/телеканалов, а также у наших любимых звезд (и их агентов) план B, если вдруг кампания #идемвкино сработает, если зрители повалят в кинотеатры и начнут сообщать с мест о заболеваниях, связывая их с посещением кинозалов?

Есть ли у киноиндустрии (или хотя бы у агентов звезд, чьи имена фигурируют в пресс-релизе кампании #идемвкино) план восстановления своей репутации в глазах зрителей? Как звезды вроде Петрова/Бурунова/Козловского будут справляться с возможными зрительскими бойкотами кинокартин и телепроектов будущих сезонов? Понятия не имею.

Дописал. Думаю. Дочитает ли кто-нибудь это из кинотеатров до конца? Сколько из них меня расфрендят (пойму, если все)? Узнаю ли я ответы на некоторые вопросы и готов ли я к эмоциональной беседе вроде той, где меня попытаются, допускаю, как минимум, упрекнуть в непрофессионализме и в том, что «я вообще ничего не понимаю»? Проигнорируют ли большинство вопросов?

Не знаю. Но поделюсь напоследок картинкой комфортного для себя похода в кинотеатр после пандемии.

#КАКБЫЯХОТЕЛСХОДИТЬВКИНО

Как бы я ни хотел выбраться на «Довод» Нолана или на «Неистового», в кинотеатры на них — ввиду всего вышеперечисленного я не пойду. Но при определенных условиях пошел бы. Вот эти условия.

  • Это должен был бы быть кинозал (не сеанс, а именно кинозал), условно (фантазирую!) «для зрителей с повышенным уровнем тревожности»;
  • Без, разумеется, наценки за билет;
  • С допуском зрителей исключительно в масках;
  • Возможно, с условием предъявления справки об отрицательном тесте (сроком не более двух дней);
  • С обязательным условием для зрителей не снимать маски/респираторы во время просмотра;
  • С запретом на потребление попкорна/напитков во время просмотра (только вне зала);
  • Условие обязательной шахматной рассадки;
  • Обязательная дезинфекция зала после каждого сеанса;
  • Регламентированный порядок действий персонала кинотеатра в случае кашля/потери сознания одним из зрителей.

И, конечно, хотелось бы не-стигматизирующего поведения персонала подобного кинозала в отношении зрителей. Я легко снесу вайб переживаний персоналом себя и соседей по залу как «чудаков» (пояснений же не требует?), но от насмешливого отношения мне будет дискомфортно и чистоте восприятию «Довода» не поспособствует.

«Критикуешь — предлагай» — так, кажется, говорят. Ну вот, предложил. Зовите, если откроете такие кинозалы. Протестирую. И не зовите в другие.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: