Кино

«Грейхаунд»: Том Хэнкс онлайн не тонет

Лаконичная драма об ужасах войны

На платформе Apple TV+ вышел онлайн-ребенок пандемии, военная лента «Грейхаунд», сценарий к которой написал актер Том Хэнкс. Он же исполнил главную роль. Дмитрий Барченков объясняет, почему «Грейхаунд» вышел в самое точное для него время, а заменивший кинотеатральный онлайн-релиз не означает проигрыш.

Мы все уже забыли, но в самом начале этого довольно злополучного 2020-го мир был на пороге Третьей мировой войны. Практически во всех соцсетях обсуждались два тревожных обстоятельства: резкий рост напряжения между Ираном и США на фоне убийства американскими спецслужбами лидера исламской революции Касема Сулеймани и масштабные пожары в Австралии, результатом которых стало выжигание более 5 миллионов гектаров леса. Вместе с тем, мировая война для условно прогрессивного мира оставалась (и в итоге осталась, — безусловно, не без влияния пандемии) чем-то потонувшим в прошлом, культурным феноменом, по-прежнему проговариваемом скорее в кино и в играх, нежели в реальности. Например, молодое поколение Z, которое, согласно некоторым американским исследованиям, отличается гораздо более высоким уровнем эмпатии и более широким определением понятия «норма», чем их предшественники, в подавляющей части слабо может представить себя солдатами с оружием в руках. В России многие зумеры даже не застали воевавших предков. 

Но в какой-то мере изменилась и репрезентация войны. Нельзя не вспомнить проигравшее в оскаровской гонке «Паразитам» техническое совершенство «1917» режиссера Сэма Мендэса и оператора Роджера Дикинса. Там создатели имитировали однокадровую съемку. Не случайно многие зрители и критики сравнивали картину с видеоигрой, а периодически появляющиеся в кадре известные лица (от Эндрю Скотта до Марка Стронга) — с персонажами так называемых кат-сцен. Фильм бесспорно держал в напряжении, подключал к своим героям, заставлял им сопереживать, но формировал ли представление об ужасах войны? Вопрос скорее риторический. «Грейхаунд», несмотря на подобную схожесть с игрой (разве что с более примитивным морским боем), все же говорит совсем о другом. 

В 1996-м актер Том Хэнкс заявил себя как уверенно начинающий режиссер и сценарист музыкальной комедией «То, что ты делаешь». Кино с довольно высокими рейтингами до сих пор вызывает приятные эмоции у зрителей. В 2011-ом Хэнкс упрочил позицию пишущего режиссера с помощью драмеди «Ларри Краун» с Джулией Робертс, фильма, менее успешного, но вполне себе приличного. Тремя годами позднее журнал The New Yorker опубликовал дебютный рассказ актера «Алан Бин плюс четыре». Это был сюрреалистический опус про путешествие четырех друзей в космос. И в 2017-ом вышла полноценная книга Хэнкса — сборник рассказов «Уникальный экземпляр». И хотя что западная, что российская общественность, приняли крупный писательский опыт кинематографиста довольно сдержано, Хэнкс прочно закрепил за собой статус устоявшегося автора. 

Любопытно, что еще со времен «Крауна», то есть последний десяток лет, Хэнкс вынашивал идею «Грейхаунда», но только в этом году выдал миру историю про капитана Джорджа Краузе (в фильме он стал Эрнстом), который в 1942-м в Атлантике пытался спасти конвой из 37 кораблей от нападения немецких подлодок. Ее автор, английский писатель Сесил Скотт Форестер, чью книгу «Добрый пастырь» журнал Life называл «лучшим приключенческим романом о Второй мировой войне», а о самом писателе крайне лестно отзывался его знаменитый коллега Эрнест Хемингуэй. Превратить книгу в сценарий взялся сам Хэнкс, а в режиссерское кресло студия Sony, занимавшаяся производством ленты, посадила Аарона Шнайдера, постановщика оскароносного короткого метра «Два солдата» 2003-го года.

Трейлер фильма «Грейхаунд» (2020)

Действительно, ввиду довольно короткого хронометража (всего полтора часа) и насыщенности экшн-сценами, «Грейхаунд», изменивший название в пользу эсминца-защитника конвоя, кажется типичным простоватым военным эпиком. Все кричат, нервно пытаются вычислить и сбить подлодки противника, радуются победам и сокрушаются из-за поражений, а за кадром то и дело звучит этакий вильневский эмбиент (мощные модуляции саундскейпа фильма). Вместе с тем, книга, а за ней и фильм, в своей основе прочно держатся за христианские идеи. Вокруг пастыря-капитана все время возникают цитаты из Библии, многие из которых он помнит наизусть, а фокус часто переключается с масштабных боевых действий на конкретные человеческие жизни. В этом смысле особую важность приобретает фигура разносчика еды, случайной жертвы атаки противника. Его именем герой Хэнкса по ошибке назовет новичка, который на этом месте заменит погибшего. 

Ключевой библейской моделью оказывается противостояние набожного Краузе и инфернальных фашистских сил, которые себе присваивают еще и зверское имя «серый волк». Если точнее — отсутствие этого противостояния. Все силы капитана концентрируются не на победе над зверем, кстати, одним из самых ярких образов последней книги Нового Завета (известной как Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис), а на спасении человеческих жизней. Когда все его сослуживцы ликуют после удачной бомбардировки противника, капитан сокрушается из-за смерти людей, и неважно — своих или чужих. Когда немцы громогласно зачитывают демоблизирующие речи от лица волка (в финале сопровождающиеся еще и натуральным воем), Краузе на них просто не обращает внимания. Важнейшим же событием становится не  напряженный бой, а военное прощание с тремя погибшими на борту «Грейхаунда». Эпизоду их похорон отведено приличное для лаконичного фильма время. 

Таким образом, «Грейхаунд» становится очень своевременным упоминанием об ужасах войны, особенно важным сегодня для молодежной аудитории, которая обратит внимание на фильм, конечно, из-за его экшн-составляющей, а в итоге погрузится в осмысление одной из ключевых проблем прошлого столетия. И показательно, что «Грейхаунд» стал фиксацией еще и современной войны — войны просмотров: традиционного кинотеатрального и домашнего. Первоначально лента должна была выйти в прокат, но пандемия вынудила кампанию Sony решиться на продажу онлайн-прав, устроив перед этим настоящий аукцион. Победителем оказался стриминговый сервис Apple TV+, который выкупил премьеру «Грейхаунда» в рамках своей подписки за $70 млн (бюджет картины составил $50). 

Но сам Хэнкс к сделке отнесся крайне негативно. В интервью The Guardian актер назвал ее «абсолютным горем». Поддержали его и многие журналисты, в том числе и российские. В заголовке одной из рецензии, к примеру, появилось предсказание, что фильм «утонет в онлайне». Но такие толки основательны лишь отчасти. Сегодня, благодаря значительно выросшим возможностям домашних кинотеатров, нетрудно получить (важные по крайней мере для «Грейхаунда») звук и изображение высокого качества и вне кинозалов. Недосягаемым оплотом остается лишь формат IMAX. Остальные же форматы, после прихода в новые телевизоры технологий Dolby Vision (картинка) и Dolby Atmos (звук) можно назвать «одомашнеными». Легитимизировалось большое кино в домашних условиях и вовсе годом ранее — с фильмом Майкла Бэя «Призрачная шестерка», который привлекал одной лишь визуальной мощью. Так что и за ней теперь бежать в местные кинотеатры не нужно. Тому Хэнксу, возможно, стоило бы уже поверить, что и онлайн его можно увидеть в высокой чёткости и ни капельки качества при этом не потерять.

1 comment on “«Грейхаунд»: Том Хэнкс онлайн не тонет

%d такие блоггеры, как: