Индустрия Кино

Лето без блокбастеров

Когда вы в последний раз ходили в кинотеатр?

Впервые за 45 лет существования блокбастеров — первым считаются «Челюсти» Стивена Спилберга, вышедшие в 1975-м, — мы переживаем лето в полном их отсутствии. Как это произошло вы уже знаете, но к чему это приведет?

Последние несколько лет отраслевые издания задаются вопросом: что происходит с летними блокбастерами? И это несмотря на наличие успешных фильмов студии Marvel. Летний сезон 2019-го длился с мая по август включительно, и собрал 4,35 млрд долларов, что стало 38% от общегодового бокс-офиса в 11,4 млрд долларов. Однако при этом посещаемость в Северной Америке упала на 7% по сравнению с 2018-м, что вылилось в отставание по деньгам на 10%.

Частичным ответом проблему падения сборов был «сиквелит» — болезнь, захватившая студии, пытавшиеся выдать гарантированно окупаемый продукт. В конце концов, зритель должен охотно расставаться с деньгами, увидев знакомые названия на афишах, да? Нет! Точнее, не всегда. На каждую «Историю игрушек 4» (500 млн долларов) найдутся «Люди в черном: Интернэшнл» (80 млн долларов) и «Темный феникс» (65,8 млн долларов). Все цифры даны по Северной Америке.

Конечно, никто не ожидал, что впереди лето без блокбастеров.

Новый враг, поразивший киноиндустрию, оказался самой настоящей болезнью — COVID-19 пошел по США с невероятной силой. На момент написания текста в стране зафиксировано более трех миллионов инфицированных.

В начале июня, как пишет The Hollywood Reporter, боссы студии Warner устроили видеосовещание с режиссером Кристофером Ноланом и его женой Эммой Томас, которая продюсирует его фильмы. Темой стала стратегия релиза блокбастера «Довод», стоимостью 200 млн долларов (тогда выпуск все еще планировался на 17 июля). Warner предложила несколько теоретических сценариев, рассчитав как прибыль, так и потери, в зависимости от предполагаемой даты премьеры. Рассматривая возможность выпустить «Довод» 7 августа, когда пандемия, возможно, спадет, Нолан сказал, что дело вообще не в деньгах. Ему бы хотелось, чтобы его картина стала первым крупным студийным фильмом в заново открытых кинотеатрах, чтобы показать веру в большой экран и поддержать владельцев кинотеатров, когда те решатся открыть свои залы.

Трейлер фильма «Довод»

После дебатов Нолан и Warner пришли к соглашению выпустить «Довод» 31 июля, но затем, 25 июня, когда количество инфицированных стало увеличиваться, перенесли фильм на 12 августа. Глава Warner Pictures Group Тоби Эммерих говорит, что студия очень гордится этим фильмом и ждет не дождется, когда зрители смогут увидеть его на большом экране. С оговоркой: «Надеемся, публика появится в кинотеатрах, когда официальные лица скажут, что залы могут быть безопасны для посещения». Иными словами, вы не увидите «Довод» онлайн.

В марте Нолан написал колонку в Washington Post, в которой призывал правительство страны поддержать кинотеатры. «Когда кризис закончится, нам потребуется коллективная поддержка, нам нужно будет жить, любить, смеяться и плакать всем вместе, и мы будем сильны, как никогда». Режиссера критиковали — на фоне пандемии его призыв к посещениям кинотеатров казался несколько эгоистичным.

Аналитики затрудняются оценить кассовый потенциал «Довода» в текущей ситуации. В среднем фильмы Нолана собирают в первый уикенд в Северной Америке 56 млн долларов, так что при заполняемости залов только наполовину (чтобы придерживаться дистанции между зрителями), у «Довода» есть шансы на 30 млн долларов в первый уикенд. При этом чтобы только окупить затраты на производство, без прибыли, фильму нужно собрать как минимум 400 миллионов в мировом прокате. Конечно, многие страны в Европе постепенно начинают открывать кинотеатры, но Голливуду это не поможет: Китай, в котором более 12 000 кинотеатров, до сих пор не торопиться их открывать. Кроме того, важные для голливудских фильмов рынки вроде Бразилии и Мексики, ключевые для семейных фильмов вроде «Мулан», остаются недоступными — в них COVID-19 даже пока не выходит на плато.

Разу уж мы упомянули «Мулан», можно вспомнить, как Disney двигал этот фильм. Изначально запланированный на 24 марта, ремейк классического мультфильма о китайской героине переехал на 24 июля, а затем на 21 августа. Диснеевские начальники ищут идеальную дату, но не могут найти — они прекрасно представляют своего зрителя и понимают, что может случиться, если выпустить семейное кино. Вы можете представить себе судебные иски людей, чьи дети заразились, посмотрев «Мулан»? Вот и Disney это, видимо, представляет.

Трейлер фильма «Мулан»

Открытие американских кинотеатров — знак к возобновлению работы индустрии во всем мире. Но были в Штатах и залы, работавшие во время пандемии. Техасская компания Santikos Entertainment владеет девятью кинотеатрами, и начиная со 2 мая, открыла три из них. Сотрудники носят маски и регулярно очищают залы специальными средствами. В местах предполагаемого контакта зрителя с сотрудником установлено плексигласовое стекло. Сразу после открытия, кинотеатры Santikos поставляли 57% американского бокс-офиса в неделю (не включая авто-кинотеатры), хотя закон в Техасе требовал, чтобы заполняемость залов не превышала 25%. В начале июля кинотеатры Santikos с трудом втиснулись в двадцатку работающих в США залов — авто-кинотеатры стали гораздо популярнее.

Проработав два месяца без новинок, CEO Santikos Entertainment Тим Хандрен говорит: «Без новых фильмов держать залы открытыми ненамного лучше, чем закрывать их. Мы продолжили работу 2 мая, чтобы удержать сотрудников и дать зрителям возможность сбежать от коронавируса, а также научиться работать в этой ужасной среде. Мы до сих пор терпим убытки, просто чуть медленнее остальных». Сейчас сети разрешено продавать 50% залов, но при этом Хандрен говорит: «Мы никогда не набираем 50% зала, поскольку не показываем новинки». Компания надеется, что «Довод», «Мулан» и триллер «Неистовый» с Расселом Кроу (релиз 31 июля) поможет вернуть зрителя. «Меня не очень-то устраивает постоянно надеяться, — говорит Хандрен. — Но кроме надежды у нас сейчас ничего нет, а это фрустрирует. Нам нужна хоть какая-никакая стабильность, чтобы планировать. В смысле, хорошо бы Warner сказали „все, выпускаем „Довод“ в августе“. Отлично, я могу что-то планировать. Но они каждую неделю меняют даты».

На 30 июня 42 штата разрешают открыть кинотеатры, конечно, придерживаясь определенных требований по безопасности. При этом Лос-Анджелес и Нью-Йорк исключены — а это крупнейшие города страны, которые делают фильмам максимум сборов. Без них крупные сети не откроются. 6 июля кинотеатры подали в суд на губернатора Нью-Джерси Фила Мерфи, заявляя, что залы больше нельзя держать закрытыми. Нью-Джерси один из пяти штатов (остальные — Нью-Йорк, Северная Каролина, Мэриленд и Нью-Мехико), где нет точных дат, разрешающих кинотеатрам работать. При этом церкви снова функционируют.

Трейлер фильма «Галерея разбитых сердец»

Студии все понимают, но действуют осторожно. Sony, как и Universal сдвинула свои крупные релизы («Веном», «Охотники за привидениями») на 2021 год. Но при этом Sony пытается экспериментировать со старым форматом выпуска фильмов, существовавшим до появления «Челюстей», выпуская картину в разных штатах, постепенно «раскатывая» ее на всю страну. Так будет с романтической комедией «Галерея разбитых сердец», которую Sony планирует выпускать 7 августа. Глава студии Том Ротман считает, что даже в обычной ситуации это не тот фильм, который он бы выпустил на 3000 экранах. Sony купила картину за 10 млн долларов, так что она не очень-то и рискует. «Прокат „Галереи разбитых сердец“ рассчитан не на первый уикенд, а на несколько месяцев. Если где-то в Огайо уже открыты кинотеатры, в которых соблюдаются протоколы безопасности, то пусть фильм там прокатывается. Лос-Анджелес подождет — покажем его там, когда будет безопасно. Так фильмы выпускали до „Челюстей“. Постепенно, по всей стране. Подходящая стратегия для единственного фильма на рынке».

THR отмечает, что такая стратегия позволяет обойтись без дорогостоящей телевизионной и внешней рекламы — рекламная кампания «Галереи разбитых сердец» полностью цифровая.

Еще одним новым фильмом этого лета станет боевик «Неистовый» с Расселом Кроу. Это первый проект Solstice Studios, компании продюсера Марка Гилла. Сначала планировалось выпускать картину в сентябре, но затем «Неистового» передвинули на 1 июля. Потом на 10 июля. Сейчас фильм ожидается 31 июля. Гилл говорит, что у него сейчас своеобразный «День сурка»: надо постоянно звонить директорам кинотеатров и просить передвигать дату, чтобы они меняли число на постерах. «Мы знали, что будет непросто. Но быть первым — огромное преимущество, у нас такое паблисити! В соцсетях и медиа более 400 млн упоминаний, а в обычное время было бы 50 млн в лучшем случае», — говорит продюсер.

Трейлер фильма «Неистовый»

Новый прекрасный мир с запахом санитайзера и масками ждет кинотеатры по всему миру. 29 июня компания NRG провела опрос американцев, и 44% сказали, что охотнее вернутся в залы, если в них будет необходимо носить маски на протяжении всего фильма. Памятная история с заявление главы сети AMC, что маски будут необязательны — ему пришлось взять слова обратно на следующий день, поскольку будущие зрители массово возмутились в соцсетях. Другие крупные сети (Regal Cinemas и Cinemark Theatres) тоже сообщили про необходимость масок, но с оговоркой: кроме тех случаев, когда зрители едят попкорн. Маски для кинотеатров в каком-то смысле убийственны, поскольку становятся на пути потребления газированных напитков и еды по запредельным ценам (а благодаря им кинотеатры, по сути, и существуют).

Еще одна причина недовольства кинотеатров — выпуск студиями ряда проектов на премиальном VOD. Universal провернула такой трюк с сиквелом «Троллей» в апреле и, как утверждает, собрали 100 миллионов долларов. Национальная ассоциация владельцев кинотеатров (NATO) была в ярости и объявила бойкот фильмам студии. Однако по мере погружения США в пандемию, NATO стихла и уже не возражала против выпуска мюзикла «Гамильтон» на Disney+ (планировался на лето 2021-го), мультика Warner «Скуби-Ду» на HBO Max, очередного фильма про Губку Боба от Paramount на PVOD. Аналитик с Уолл-стрит Эрик Хэндлер считает, что проблема была в том, что Universal объявили о выпуске «Троллей 2» на PVOD, не предупредив кинотеатры. «Кинотеатрам сейчас остается только понимание, другого выбора нет», — считает он.

Аналитики бокс-офиса говорят, что осень-зима 2020-го может получиться рекордной, ведь сезон обещает показать отложенные блокбастеры «Тихое место 2» (4 сентября), «Чудо-женщина 1984» (2 октября). «Черная вдова» (6 ноября), «Не время умирать» (20 ноября), «Душа» (20 ноября), «Главный герой» (11 декабря) и «Топ Ган: Мэверик» (23 декабря). Все те же аналитики считают, что 2021-й будет рекордным — там количество блокбастеров просто зашкаливает.

Если коронавирус так и не ослабит хватку, то мы придем в будущее, где в кино показывают только блокбастеры, ведь далеко не на всех фильмах зрители будут согласны сидеть в масках. И среднебюджетные фильмы окончательно переедут на стриминги.

Кажется, о таком будущем нас и предупреждали Стивен Спилберг и Джордж Лукас, когда говорили, что в кинотеатрах останутся только крупнобюджетные фильмы.

1 comment on “Лето без блокбастеров

%d такие блоггеры, как: