Книги Музыка

Fangirls Ханны Юэнс: книга о фанатках и поклонницах

Музыка их связала

Когда я училась в школе, то, как и многие подростки, была фанаткой. Тут, конечно, придется немного приосаниться и примерить белое пальто, ведь пока мои сверстники любили «Кино» или Modern Talking, я была типа прогрессивная, слушала Майкла Джексона, а потом перешла на Depeche Mode. Истории о том, как я в начале 1990-х проводила время в ларьке звукозаписи с компанией таких же фанатов DM, я оставлю для мемуаров. Любовь к парням из Бэзилдона привела меня к необходимости самостоятельно изучать английский (в школе был немецкий), а также к социализации с другими фанатами — в частности, мы менялись плакатами из журналов Bravo и Popcorn (два «модерна» на один «депеш»).

Быть фанаткой — дело затратное. Мне страшно подумать, сколько средств вбухано в коллекцию постеров (продала ее одним махом, оставив себе только парочку самых любимых), сколько денег ушло на покупку кассет и на запись, сколько на диски, сколько на компакты и сколько на концерты DM в Хельсинки, когда открылись границы.

Так что когда мне попалась книга британской журналистки Ханны Юэнс «Фанатки», я проглотила ее за пару дней — настолько знакомой и интересной была тема.

Юэнс пишет для британского Vice и для Guardian, среди ее тем — молодежная культура, феминизм, музыка и кино. Книга начинается посвящением: «Каждой девочке, которая хоть раз была одержима». Действительно, слово «одержимость» чаще всего произносится, когда речь идет о фанатках музыки. Почему-то бытует мнение, что это безумная и одержимая масса юных девушек, совершенно бестолковых, способных только кричать, размазывая по лицу косметику, «я тебя люблю» кумирам во время концертов. Юэнс, которой самой не чужды музыкальные увлечения, развенчивает этот стереотип.

Тут важно оговориться, что Юэнс хоть иногда и делает отступления в прошлое (фигурируют лорд Байрон, Фрэнк Синатра, Beatles и Элвис Пресли), но ее интересует современная культура, и современные фанатки. А это очень серьезно (и, повторюсь, затратно).

Первым делом Юэнс разбирается со взглядом взрослых на фанаток. Пример очень яркий — показанный в 2013-м на британском Channel 4 фильме Crazy About One Direction, фильме, который оправдывает все жгучие стереотипы о фанатках. «Я видела их 64 раза», — говорит одна девушка. «Это как наркотик», — вторит другая. Одна из героинь фильма жаждет физической расправы над Тэйлор Свифт, встречавшейся с Гарри Стайлзом из группы: «Я расплющу ее башку, волосы пообрываю, глаза выдавлю и растопчу их». Конечно, фанатки группы, мягко говоря, расстроились, увидев фильм. Его создатели подобрали исключительно тех девушек, которые отвечали их собственным стереотипам. Но на деле фанатки бывают разные, и Юэнс разговаривает с самими разными девушками, подтверждая простой факт: ни одна группа, пусть даже объединенная единым интересом, не гомогенна.

Ханна общается с девочками в очередях, ночует с ними перед началом концертов, рассказывая читателю, как организованы фанатки, как доброжелательно они ведут себя. А ведь в очередях порой приходится жить — Юэнс приводит рекорд, поставленный в Рио де Жанейро, когда поклонницы Джастина Бибера начали собираться в очереди за пять месяцев (!) до начала концерта. Лагеря фанаток зачастую поддерживают их родители, принося еду и воду. Кажется, современные предки гораздо толерантнее относятся к увлечениям детей.

Девчонки стоят в очереди, чтобы быть ближе к кумиру на концерте. Но эта близость, конечно, ничто, по сравнению с возможностью встретиться с ним (или с ней) лично — для этого покупаются дорогущие билеты на meet & greet, где со звездой можно сфотографироваться. Юэнс посвящает целую главу Холзи, открытой бисексуальной певице, которая на этих встречах целовала девчонок — многие девушки воспринимали ее поцелуй как обряд посвящения, но постепенно традиция сошла на нет: времена изменились. Однако влияние Холзи на фанатов огромно, певица помогает им осознать свою сексуальность и открыто говорить о ней.

Интересно, как отличаются по поведению две мегазвезды современной поп-музыки — Леди Гага и Бейонсе. Первая называет своих фанатов Little Monsters, монстриками, и активно общается с ними. Бейонсе уже несколько лет не дает интервью, и всю информацию о ней собирает Beyhive (искаженное английское beehive, «улей»), огромная и хорошо организованная команда фанатов, для которых певица своего рода королева-матка. Никакие СМИ не в состоянии сравниться с девчонками из Beyhive, потому новости о Бейонсе поступают исключительно от ее фанаток.

Важная глава об эмо-фанатках и о группе My Chemical Romance. Здесь что-то сродни знаменитой статье о «синих китах» — западные родители боялись любви своих чад к MCR, ведь у них такая мрачная эстетика и такие мрачные песни. В 2006 году в Daily Mail вышла статья, в которой журналистка проводила параллели между хитами MCR и селф-хармом у подростков. Встревоженные родители не задумывались, что группа одной из первых открыто заговорила об очень важных (и не только для подростков) вещах. It’s okay not to be okay — такова мантра, выученная многими поклонницами группы. Совершенно нормально, если тебе плохо; нормально слушать мрачную музыку, когда на душе кошки скребут, а напускной позитив тут никому не поможет.

Есть глава, в которой Юэнс отправляется в Японию, исследуя отношения фанаток с кумирами на расстоянии, а также рассказывая о культуре идолов в стране. К слову, на Netflix недавно вышел документальный сериал Ride on Time о японской группе King & Prince, принадлежащей компании Johnny & Associates — о Джонни и фанатках групп компании Ханна рассказывает, находясь в огромном магазине, в котором можно купить фотографии любимчиков (снимать на концертах или копировать уже купленные снимки строго запрещено). На японских фанатках откровенно и бесстыдно делаются деньги, но кажется, там уже к этому привыкли.

Самую грустную главу Юэнс посвящает последствиям террористической атаки после выступления Арианы Гранде в Манчестере 22 мая 2017-го, в которой погибли 23 человека и были ранены 139. Британский юрист Назир Афзаль, который в 2017 году работал с полицией Манчестера, считает, что террорист-смертник был нацелен именно на юных девушек, ведь он пришел именно на концерт Гранде, у которой множество фанаток, а не на Take That, выступавших днем ранее. Версия Афзаля не пользуется популярностью, но юрист уверен: это преступление исключительно на гендерной почве. Юэнс говорит с ним, но не забывает рассказывать о девушках, которые перенесли террор и страдают от ПТСР после случившегося. Она не винит Гранде, которая после взрыва срочно улетела домой — в конце концов, певица была достаточно молода и ей, конечно же, хотелось побыть с близкими после такого потрясения. К слову, затем Ариана вернулась в Англию, чтобы провести благотворительный концерт для пострадавших во время теракта. Альбом Гранде Sweetener, вышедший после трагедии — полная переработка певицей собственного имиджа, ее перерождение и диалог со слушателем о собственной тревоге и о пережитом страхе. В клипе на песню God is a Woman Ариана сидит в позе роденовского «Мыслителя», наблюдая, как мужчины буквально бросаются в нее оскорблениями.

Оскорблять фанаток, считая их безмозглыми дурочками, легко и просто. Девочки не дадут сдачи, они же девочки. Гораздо сложнее увидеть в этой «визжащей массе» личностей, и именно этим занимается Юэнс в своей книге. Дестигматизация фанаток затея не из простых, об этом написан ряд книг и будет сказано и написано еще немало. Но главное, что делает Ханна Юэнс, показывает, что эмоции, захлестывающие девчонок во время прослушивания музыки или на концертах, это нормально. Она пишет яркий и трогательный портрет девушек, прекрасно понимая их. Не исследует под лупой, как непонятных козявок, а воспринимая их как личностей, которые все равно однажды вырастут и будут с ностальгией вспоминать свои увлечения юности.

К сожалению, «Фанатки» не переведены на русский язык, но думаю, это вопрос времени.

1 comment on “Fangirls Ханны Юэнс: книга о фанатках и поклонницах

%d такие блоггеры, как: