Индустрия Кино

Как я попыталась подвести киноитоги полугода

И что мне помешало

В конце июня я всегда делаю для себя список наиболее понравившегося кино (и сериалов) — так мне проще потом, в конце года подводить итоги. Мне кажется логичным пытаться охарактеризовать год, отметив наиболее интересные проекты.

Утром 29 июня я обнаружила себя в растрепанных чувствах. Если с сериалами все более-менее складывалось, то фильмов набралось всего ничего. Конечно, причиной тому была пандемия коронавируса, порушившая привычную для кинопроката систему, условно назову ее «фестиваль-кинотеатр-видео». Но кроме пандемии оказалось, что система появления нового кино в России в принципе ужасно хромает.

В начале года успели пройти два фестиваля — «Сандэнс» и Берлинале. После этого фестивальная жизнь остановилась. В альтернативной вселенной мы бы сейчас уже не только знали, какое кино из Канн покажут нам независимые прокатчики, но и посмотрели бы его — мы с Машей были аккредитованы в Канны. Фестиваль в конечном счете обнародовал свой лайн-ап, но ряд картин перенеслась на 2021 год — как писали инсайдеры, среди них «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова и «Святая дева» Пола Верховена.

Я наскребла несколько фильмов из Берлина («Первая корова», «Ширли», «Никогда редко иногда всегда», «Уроки фарси»), которые мне особенно приглянулись, и задалась следующим вопросом: что если я не кинопресса, а простой зритель? Тогда мой выбор совсем скуден. Он ограничен представленными в России стриминговыми платформами, но при этом лишен рекламной поддержки студий. Как узнать, что выходит на Окко, на Иви, на Нетфликсе, на Амазоне, на Кинопоиске? Массовый зритель, привыкший к обильной рекламе, вообще не знает, какие новинки вышли в последнее время.

Но допустим я — зритель продвинутый. Я знаю, что 12 июня в Штатах в цифровой прокат вышел новый фильм Джадда Апатоу «Король Стейтен-Айленда». Увы, российское отделение Universal придерживает картину до 17 сентября, надеясь выпустить ее в кинотеатрах. Почему действия нашего отделения и головного не согласованы, мне непонятно.

Моя любимая «Первая корова» в Америке тоже выходит скоро на VOD. Этот факт не особо радует режиссерку Келли Райхардт, ратующую за большие экраны. В материале IndieWire говорится, что благодаря VOD-релизу творчество Райхардт будет доступно всем американцам ведь в противном случае ее фильм показывали бы только в артхаусных кинотеатрах. Кстати, у «Коровы» был небольшой прокат в марте, но коронавирус убил его. Режиссерка сухо шутит: «Ну да, мне хотелось достучаться до массового зрителя, потому я сняла фильм с двумя неизвестными актерами о людях, которые крадут молоко у коровы». Конечно, картины Райхардт никогда не были блокбастерами, но они были, как минимум доступны зрителю.

Пока все кинотеатры надеются на «Довод» Кристофера Нолана, а студия Warner отодвигает его все дальше и дальше (новая дата — 12 августа), я думаю, где мы будем смотреть кино, готовое к выходу в 2020-м. Американские киносети в растерянности жонглируют странными заявлениями — вроде того, что выдал глава AMC, сказав, что маски «это политическое». Обрушившийся на него гнев американцев, осознающих ситуацию в стране, заставил взять слова обратно и сделать маски для зрителей обязательными. В России обещают открыть залы 15 июля, но показывать в них можно будет или нечто из старого репертуара или кино независимых прокатчиков. Но я со своими противопоказаниями пролетаю мимо — рисковать жизнью ради кино я не готова.

Уже сейчас понятно, что российские кинотеатры полностью зависят от ситуации в Америке. А там пока все очень печально — количество инфицированных растет в Калифорнии, Флориде и других штатах. К счастью, чуть притормозил Нью-Йорк. Для нормальных сборов студиям нужно три основных города страны: Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Сан-Франциско. 29 июня количество заболевших в Лос-Анджелесе превысило 100 000 человек. Столица кинематографа в очень плохом состоянии, так что забудьте о летних релизах.

Мы уже не посмотрели нового Бонда, «Черную вдову», «Чудо-женщину» и лишились ряда независимых проектов. Из российских картин нам достался только «Спутник», смело выпущенный онлайн. Если наше кино все-таки может оказаться на VOD, окупившись, скажем, через продажи прав за границу, то американские студии до сих пор боятся выдавать свои блокбастеры в интернет-пространство. Конечно, их беспокоит пиратство, но кроме него, есть вопрос сборов — как окупить 200-миллионный фильм, выпуская его на VOD?

Мне видится только одно решение. Выпускать единовременно на весь мир на всех доступных платформах, где зрители могут оплатить прокат. Логистика непроста, но выходят же фильмы одновременно в кинотеатрах всего мира? За прокат вторых «Троллей» в России просили 500 рублей — это, конечно, многовато, но с другой стороны, это цена двух билетов в кино, а то и одного. Просто мы не привыкли платить за просмотр нового контента онлайн.

Кажется, коронавирус с нами надолго, так что студиям все равно придется искать способы показать уже готовое кино зрителям. Схема «фестиваль-кинотеатр-видео» в 2020-м году сломалась. Окончательно ли? Мне думается, что мир нескоро вернется в кинотеатры в той же мере, что и до марта 2020-го.

Пока кинофестиваль в Венеции выдает аккредитации, надеясь провести мероприятие как обычно, фестиваль в Торонто пишет, что будет показывать кино на онлайн-платформе, да и «Сандэнс» рассказывает про онлайн-версию. Думаю, это первые звоночки к изменению работы мировых кинофестивалей, а значит, первый шаг в изменении привычной схемы.

Но уже сейчас видно, что индустрии оффлайн-развлечений предстоит непростое время.

Я же пока продолжу смотреть сериалы.

%d такие блоггеры, как: