Кино

10 фильмов о гендере и гендерных ролях на платформе Artdoc.media

Документальное кино — единственный аудиовизуальный формат, в котором последние 20 лет происходит глубокая работа по наблюдению и осмыслению постсоветской реальности (в то время как кино игровое, кажется, последовательно занимается ее искажением). Документалисты часто следуют за большими событиями и трендами. На фестивале «Ардокфест», единственной российской площадке для подобного кино, в разные годы можно было выделить магистральные тематические блоки: когда-то это были протесты 2011-2012 годов, потом украинский Майдан и война на Донбассе. Последние два года многие фильмы на фестивале посвящены гендерным ролям, положению женщин, положению мужчин, кризису маскулинности — темам, разговор о которых давно назрел, и документалисты чувствуют это лучше многих. К сожалению, на платформе Artdoc.media, где сегодня выложено больше тысячи фильмов и постоянно появляются новые, в рубрикаторе нет рубрик, обозначающих гендерную проблематику фильма — там есть рубрика «Женщины», маркирующая «женское» как специальный нишевый интерес, вроде «Авиации», «Медицины» или «Инвалидов». Рубрики «Мужчины» нет, ведь мужчина, как мы помним — это дефолтный человек, которого не надо никак обозначать специально. Этот гид — попытка дополнить существующий рубрикатор. На самом деле, фильмов на тему гендера и гендерных ролей гораздо больше, чем десять, их на Artdoc.media десятки. Не все они заслуживают призов за свои художественные качества, но большинство являются источником ценной информации об обществе, в котором мы живем.


«Любовь по-сибирски» (2016), реж. Ольга Делан

Живущая в Берлине режиссерка раз за разом возвращается в родную Сибирь и расспрашивает своих близких об их семейной жизни, а они ее — о том, почему она до сих пор не замужем. Взгляд Делан с одной стороны абсолютно любящий, с другой — отстраненный, он позволяет ей видеть реальность за штампованными фразами о семейном счастье, обязанностях женщины и мужчины, об отношении к детям — и обнаружить абсурдность этих штампов. Камера фиксирует и эпизод семейного насилия, которое никем из присутствующих не осознается, как насилие. Здесь есть даже некое подобие социального прогресса: в послевоенном поколении мужья били жен смертным боем, а в следующем женщины уже научились давать сдачи.

Смотреть за 125 руб.


«Кто будет моим мужем» (2015), реж. Дарья Хренова

Мощный фильм Дарьи Хреновой про талантливую гимнастку, а до того — модельера-вундеркинда, Анастасию Белковскую, которая в двадцать с небольшим потеряла в аварии обе ноги и вместе с мамой пытается выбраться из тяжелого психологического состояния. Боль от невозможности вернуться в прежнюю жизнь выражается у нее в глубокой тоске по любви — и в желании немедленно, любой ценой найти мужа. В некотором смысле, это предельное проявление подобного желания, про которое даже сложно понять, является ли оно собственным или навязанным всей логикой окружающей среды. Вокруг этих поисков крутятся все разговоры с мамой (отец почти не участвует в этой драме, его «надо беречь») и врачом. Девушка поначалу забрасывает тренировки и не реализуется как художница, все свое дальнейшее существование поставив в зависимость от наличия или отсутствия мужчины. Хренова внедряет в документальное пространство и оживленные рисунки девушки, хроникальные кадры счастливого детства, создавая сложный многомерный пейзаж отчаяния в мире, который накачивает нас обещаниями романтической любви, а потом ни предлагает ничего, кроме пустоты и боли.

Смотреть бесплатно


«Хубрис» (2016), реж. Павел Медведев

Короткий фильм, снятый во время съезда «Единой России» в конце 2010-х годов, когда президент Путин рассказывал о своей «Стратегии 2020». Режиссер в предисловии к фильму говорит о «хубрисе» — упоении властью, но феминистская оптика, как взгляд Нео, различающий за объектами их программный код, видит в этих кадрах одно: очень довольные собой пиджаки, с редким вкраплением женщин, счастливых уже тем, что их допустили на высокое собрание мужей (часто это журналистки, смотрящие снизу вверх). «Хубрис», возможно, снят о другом, но это красноречивая зарисовка на тему патриархата, гендерного дисбаланса в российской власти.

Смотреть бесплатно


«Розовый дизель» (2016), реж. Вадим Фаминский

Очень короткий фильм о том, как девушка двадцати с небольшим стала водительницей автобуса, и о том, как на нее реагируют пассажиры и другие участники движения — на случай, если кто-то вдруг считает, что у нас в стране нет гендерных стереотипов.

Смотреть бесплатно


«Скажи мне свое дерби имя» (2018), реж. Оксана Броневицкая

Удивительный экскурс в мир в роллер-дерби — профеминистского ЛГБТ+-френдли горизонтального спорта, участниц которого режиссерка случайно заметила во время тренировки на Дворцовой площади. Это маленькая, успешно функционирующая утопия, построенная в современном Петербурге.

Смотреть бесплатно


«Я не феминистка» (2019), реж. Алиса Хайретдинова

Фильм-портрет четырех довольно героических башкирских феминисток, которые пришли в движение разными путями и которым приходится непросто. Их полемика и на открытых семинарах, и в пикетах на улицах города — хорошая иллюстрация всех штампов, страхов и непонимания, которые существуют вокруг гендерного знания в нашей стране (а также хорошая иллюстрация того, что очень многие вещи еще только предстоит сформулировать на русском языке).

Смотреть бесплатно


«2 в 1» (2010), реж. Светлана Сигалаева

Главный герой этого фильма — симпатичный молодой милиционер-гей, который проводит вечера на дрэг-шоу, планирует завести детей и не стесняется говорить о себе на камеру (испытание на детекторе лжи он прошел успешно и был официально признан гетеросексуалом). Фильм снят в 2010-м году, медведевская «оттепель» теперь кажется временем блаженной нормальности, постепенного движения в сторону толерантности и освобождения человека от устаревших гендерных ролей — в милитаризированную пост-крымскую эпоху таких фильмов в программе «Ардокфеста» уже не найти, представитель силовых органов каминг-аут перед документалистом не сделает. Увы, герой этой картины, как и герои фильма «Можно я просто буду» (2015) про счастливую совместную жизнь дрэг-квин и водителя автобуса, говорят о своем желании иметь семью и права (например, право навестить партнера в больнице), но не считают, что им нужны гей-парады, которые они понимают скорее как карнавал, чем как способ политизации своей проблемы, как необходимость сделаться видимым и добиться возможности больше не прятаться.

Смотреть за 75 руб.


«Как стать стервой» (2007), реж. Алина Рудницкая

Часть многолетнего проекта Алины Рудницкой, документалистки, которая очень давно и очень последовательно исследует гендерную ситуацию в России; в 2019-м «Артдокфест» в Москве и Риге открывала ее «Школа соблазнения», смонтированная из материалов, снятых в том числе и для этого, более раннего фильма. Полнометражной «Школы» нет в открытом доступе (и ее выход сопровождался протестами одной из героинь), но есть этот короткий фильм про тренинг, руководимый феерическим сексистом-харизматиком, который рассказывает отчаявшимся женщинам из Петербурга, как им стать женами олигархов. На самом деле фильмов на похожую тему на Artdoc.media несколько: есть, продолжение проекта Рудницкой «Как найти мужчину» (2013), есть «Флирт по-русски» (2011), есть «Сладкая жизнь» (2014) — портрет Марии Капшуковой, создательницы популярного YouTube-канала «Бешенство Машки», доброй обаятельной девушки, которая в своих роликах, повинуясь гендерным стереотипам, обучает аудиторию стервозности.

Смотреть за 75 руб.


«Наука соблазнения» (2014), реж. Людмила Бычкова

Пока женщины на тренингах пытаются выяснить, как понравиться статусным мужчинам, сами мужчины рационализируют человеческие отношения через теорию и практику пикапа (спойлер: получается не очень). От текстов, которые произносят герои-пикаперы («осенью хочу взять девочку на постоянку») волосы шевелятся на голове. Очевидно, что общаться и относиться друг к другу (и к себе) в первую очередь, как к человеку (а не как дозатору для секса или денег), у нас не учат ни женщин, ни мужчин, в итоге несчастны все; патриархат забетонировал гендерные роли, которые не выгодны на самом деле никому.

Смотреть бесплатно


«Штурм. Воспитание мальчиков» (2014), реж. Светлана Большакова

Низовая милитаризация, низовой ресентимент, попытка реставрации фигуры одномерного патриархального «защитника отечества» — один из ключевых мотивов программы «Артдокфеста» последних двух лет. На Artdoc.media пока нет ни «Уроков мужества» (2018) Александра Зубовленко, ни «Акции» (2019) Алексея Суховея, ни «Бессмертного» (2019) Ксении Охапкиной. Но можно в качестве иллюстрации посмотреть старый, сделанный еще до войны в Украине (или в самом ее начале) «Штурм», снятый совершенно не как критика и даже не как бесстрастное наблюдение, а скорее как пример воспитания похвальной доблести, которая больше всего похоже на фрактал в системе воспроизводства гендерных стереотипов. Еще один фильм на ту же тему — «Боевые еноты «Святой Руси»» (2017) Марии Павловой или «Лето с Антоном» (2012) Ясны Крайинович.

Смотреть бесплатно

%d такие блоггеры, как: