Кино

11½ фильмов из Гетеборга, снятых женщинами, которые надо срочно показать в России

Female gaze во всем его разнообразии

В Гетеборге закончился 43-й кинофестиваль — и первый в Европе, где женщины-режиссеры были представлены наравне с мужчинами. Победителем основного конкурса стал фильм норвежского режиссера Дага Йохана Хёугеруда «Острожно, дети!», впервые показанный в одной из второстепенных программ Венецианской Мостры (на школьном стадионе девочка из семьи либерального писателя толкает и случайной убивает одноклассника, сына правого политика — выяснения отношений после трагедии раскрывает все идеологические противоречия сегодняшнего скандинавского мира). Приза зрительских симпатий удостоился фильм Хенрика Шифферта «Уйе» — музыкальная комедия, в которой страдающий болезнью Паркинсона шведский рокер Уйе Бранделиус играет самого себя в тот момент, когда диагноз стал известен и его надо сообщить семье. Но поскольку female gaze был явлен в Гетеборге в гораздо большем объеме, чем когда-либо, вот подборка интересных игровых и документальных фильмов из программы этого фестиваля, снятых женщинами.


«Для этого нужна семья», реж. Сюзанна Ковач. (Скандинавский документальный конкурс)

Автобиографический фильм о девочке, которая выросла в Швеции, в смешанной семье, где папины родители были венгерскими евреями, а мамины — немцами. У растущего по мере ее взросления беспокойства находится объяснение в европейской истории XX века: бабушка прошла через концлагеря; она так никогда и не смирилась с тем, что ее сын женился на женщине, чей отец служил в вермахте. Ковач начала снимать бабушку за несколько лет до смерти, в ее семье хранилось много фото- и видеохроники, с помощью которой удалось создать камерную драму о том, как большое насилие и большая травма воспроизводит себя в частных судьбах обычных людей.


«Приди ко мне», реж. Малгожата Шумовска (Программа «Мастера»)

Фильм, который уже точно выйдет в российский прокат (сейчас релиз запланирован на 7 мая) и, вероятно, будет упакован как триллер про секту. На самом деле это феминистский арт-триллер на грани видео-арта, в котором юная британская актриса Рэффи Кэссиди (она играла героиню Vox Lux в подростковом возрасте) — одна из овец в стаде кочующего пророка. Действие происходит как будто в наши дни, процессию сектанток иногда обгоняют автомобили, но жизнь общины изъята из времени и развивается по своим законам — до тех пор, пока в душе главной героини не поселится сомнение.


«Лина из Лимы», реж. Мария Паз Гонзалез (Программа «Пять континентов»)

Игровой дебют чилийской документалистки Марии Паз Гонзалез, мировая премьера которого в сентябре прошла в Торонто. Главная героиня — перуанка, которая вынуждена работать няней в Чили, чтобы обеспечить ребенка и мать. В то время как ее отношения с воспитанницей становятся все ближе и доверительнее, контакт с собственным сыном-подростком, живущем в другой стране, теряется. Как в «Верности», женщина находит забвение в коротких сексуальных связях в недостроенном особняке хозяина, на новом матрасе, с которого нельзя снимать пленку — правда, в отличие от героини Нигины Сайфуллаевой, у нее есть судьба, обстоятельства и мотивации. Кроме того, фильм — отчасти мюзикл: в ярких музыкальных вставках женщина рассказывает о себе и своих переживаниях.


«Редкие твари», реж. Билли Пайпер (Конкурс дебютов на приз им. Ингмара Бергмана)

Энергичный режиссерский дебют британской актрисы с ней же в главной роли — полная юмора, желчи и слез история матери-одиночки чуть за тридцать, которая пытается выстроить отношения с занудным коллегой. Как женщина, которой нечего терять, фильм отважно пересекает грань между реальностью и воображением (так, в нескольких сценах по улицам идут прохожие, в основном женщины, и мы слышим их бесконечные тревожные внутренние монологи).


«Последняя принцесса цирка», реж. Аса Шестрем (Скандинавский документальный конкурс)

Аса Шестрем как фотограф начала снимать династию циркачей (они в профессии уже больше ста лет, один из предков работал еще у Барнума), потом из этого получился документальный фильм о трех поколениях женщин: бабушка, которая когда-то была самой знаменитой цирковой наездницей Швеции, ее уже немолодая дочь и внучка чуть за двадцать, которая иногда кажется настоящей заложницей семейной истории. Сама Шестрем (и эта мысль во время сеанса возникает не раз) рассматривает свою картину, как метафору культурной работы вообще: целые индустрии отмирают или уходят из мейнстрима, но люди, преданные своему делу, остаются и живут на обочине.


«Антигона», реж. Софи Дераспе (Программа «Пять континентов»)

Один из хитов прошедшего фестиваля Торонто, кандидат от Канады на соискание оскаровской номинации — современный пересказ трагедии Софокла о женщине, которая разрывается между человеческим законом и долгом перед родными. Талантливая старшеклассница из семьи эмигрантов (имена героини, как и ее братьев, Этеокла и Полиника, позаимствованы из первоисточника, национальность их не определена) узнает о гибели брата от рук полиции, теперь ее миссия — освободить второго из тюрьмы, куда он попал за оказание сопротивления в момент убийства. Реальность в фильме одновременно узнаваема и условна, в изобразительную ткань вплетены видео-ролики и граффити, ближе к концу на экране становится все больше красного, но самое главное в картине — присутствие молодой канадской актрисы Наэмы Риччи, для которой эта работа стала первой главной ролью в кино.


«Морской конек», реж. Джини Финлейн (Программа «Пять континентов»)

На самом деле этот фильм, сделанный по заказу BBC, уже показывали в России — прошлой осенью на фестивале «Бок о бок», фактически в гетто, хотя он заслуживает помещения в более широкий контекст. Как и многие другие документальные и игровые фильмы в Гетеборге, картина Джини Финлейн (она делала для HBO хронику работы над «Игрой престолов») посвящен размышлениям о том, как и какой ценой в современном мире появляются дети. Главный герой Фредди Макконел — гей и трансгендерный мужчина, который выносил и в 2018 году родил здорового мальчика.


«Эдем», реж. Агнес Кочиш (Международный конкурс)

Новая работа венгерской визионерки («Адриенн Пал», «Свежий воздух»), лаконичная и одновременно изобретательная притча про женщину, которая — из-за аллергии примерно на все — вынуждена ходить в скафандре; про ее отношения с братом и психотерапевтом, а также про пребывание в замкнутом помещении или пространстве.


«Романтическая комедия», реж. Элизабет Санки (Программа «Классика: премьеры»)

Остроумный и глубокий документальный фильм, рассказывающий об отношениях создательницы с жанром романтических комедий. Она прослеживает связь традиционной для ромкома пары героев, которые сначала очень не нравятся друг другу, а потом понимают, что влюблены, вплоть до комедий Шекспира; анализирует стереотипы, которые ромкомы навязывают женщинам (и мужчинам) и говорит о том, как схемы, свойственные этому уже отошедшему жанру, сегодня возникают в более сложных и мрачных фильмах и сериалах.


«Игры, в которые играют люди», реж. Дженни Тойвониеми (Скандинавский конкурс)

Отличный конкурсный фильм, который, правда, не получил на фестивале никаких наград. Компания 35-летних мужчин и женщин, которые знакомы очень давно и каждого из которых с другими связывают запутанные дружеские и любовные отношения, собираются в летнем доме на острове, чтобы отпраздновать день рождения Митци. Телефоны сданы в корзину, закат над соседней атомной станцией подозрительно багров, одна из подруг привезла с собой шведского бойфренда-киноактера, другой — беременную нелюбимую подругу. За выходные конфигурация пар в компании несколько раз изменится, но в итоге все уедут уставшими, опустошенными, но принявшими свою судьбу. Создательница фильма описывает его в том числе и как критику среднего класса, но смотреть его можно и как трагикомедию про отношения людей на пороге кризиса среднего возраста.


«Ивана Грозная», реж. Ивана Младенович (Конкурс дебютов на приз им. Ингмара Бергмана)

Полудокументальный фильм c female gaze и балканским колоритом, в котором Ивана Младенович играет саму себя — молодую режиссерку на грани нервного срыва, после череды неудач приехавшую домой, в деревню на границе Румынии и Сербии. Она подозревает у себя смертельное заболевание, изводит родных и принимает участие в самых разных активностях, от местного праздника до обсуждения предстоящего Фестиваля клиторов.


BONUS: «II», реж. Влада Сенькова (Программа «Пять континентов»)

Среднеметражный фильм беларуски Влады Сеньковой, снятый за шесть дней за 15 тыс. евро, полученных в качестве гранта ЮНЕСКО на социальный ролик о ВИЧ. Название фильма — две полоски, текст на ВИЧ, который не проходит одна из героинь, провинциальная школьница. Русский зритель вспомнит о ранних работах Германики, шведские были глубоко травмированы отсутствием в Беларуси толерантности.

%d такие блоггеры, как: