Индустрия Сериалы

Дорогие телезрители: к чему приводит борьба за подписчика

Из чего складываются бюджеты сериалов

Некоторые игровые сериалы последние пару лет стоят как блокбастер Marvel. Рассказываем, что влияет на бюджеты новых телевизионных проектов.

1 ноября начнется новая страница в довольно небольшой истории мирового стриминга: запустится Apple TV plus. Это сервис, который выкатит для зрителя самую дорогую линейку сериалов. «Утреннее шоу» (The Morning Show) с Дженнифер Энистон, Риз Уизерспун и Стивом Кареллом обошлось в 15 млн долларов за эпизод, а фантастика «Видеть» (See) с Джейсоном Момоа, по данным инсайдеров Variety, стоила около 17 млн долларов за час.

Apple выходит в бизнес с максимально задранной планкой. Здесь не только большие цены, но и крупные звезды. Сервис привлек М. Найта Шьямалана, разработавшего концептуальный хоррор «Прислуга» (Servant); в костюмной мелодраме «Дикинсон» снималась Хэйли Стэнфилд, а среди постановщиков числятся Дэвид Гордон Грин и Линн Шелтон; Юэль Киннаман играет главную роль в альтернативной истории «Для всего человечества» (For All Mankind); в триллере Truth Be Told снималась лауреатка премии «Оскар» Октавия Спенсер, а разработкой занималась продюсерша и сценаристка «Хорошей жены» Нишель Д. Трэмбл. Чем ярче звезды по обе стороны экрана, тем дороже они стоят.

Тут, конечно, стоит отметить, что продажа смартфонов приносит Apple приличную сумму, позволяющую тратиться на свой стриминг (в 2018 году айфоны принесли компании $167 млрд выручки), а потому фраза «Эппл потратили на „Видеть“ целых 540 млн долларов» кажется довольно смехотворной. В мире 900 млн человек пользуются айфонами, и поставка собственного теле- и киноконтента была для Эппл лишь делом времени.

Но не только Apple тратит на производство. Впереди запуск Disney+ с сериалом «Мандалорец», каждый эпизод которого стоил как минимум 15 млн долларов. Умножаем на 8 серий = 120 млн долларов. Цена производства хорошего блокбастера. Netflix, недавно выкативший «Политика» Райана Мёрфи (шоураннер «Американской истории ужасов» и «Позы»), хвастается, что это один из самых дорогостоящих сериалов стриминга (не называя при этом стоимость, но намекая, что первый сезон обошелся дороже «Короны»). И уж совсем неподъемным кажется грядущий «Властелин колец» от Amazon, где только за права пришлось заплатить 250 млн долларов.

Кажется, мы живем в очень интересное время: в борьбе за зрителя, стриминги делают не только интересный, но и дорогой контент. Продюсер «Рассказа служанки» Уоррен Литтлфилд говорит, что чаще всего последнее время слышит прилагательное «непосильный» относительно к стоимости некоторых проектов. «Разные сервисы и разные платформы сами определяют, что для них приемлемо. Раньше затраты 10 млн долларов за эпизод считались огромными, но сейчас это обычная цифра».

Резкое повышение бюджетов сериалов — побочный продукт так называемого «золотого века» телевидения. В борьбе за подписчика, малый экран привлекает звезд класса А и крупных режиссеров, выдавая первоклассный контент. Как говорит продюсерша «Чернобыля» Джейн Фезерстоун, сейчас все ожидают качественную продукцию. «Из-за этого подскочили цены». Поговаривают, что Энистон и Уизерспун получают как минимум 1,25 млн долларов за серию «Утреннего шоу». «На деле происходит вот что: Apple говорит „мы тоже хотим влезть в бизнес“, — продолжает Фезерстоун. — Они берут на себя много ответственности, и судя по всему, деньги для них не проблема. Это меняет всю финансовую структуру, потому что появляется игрок, готовый платить по миллиону долларов за серию звезде. Такой расклад влияет на все остальные сделки, задает новую планку. Все, конечно, настроены против него».

Конечно, актеров много, но выбор не бесконечен. Точно так же не бесконечно количество топовых шоураннеров и продюсеров. Последние, в свою очередь, требуют у заказчика бюджеты на крупных звезд и знаменитых кинематографистов. Недавно глава Netflix по контенту Тед Сарандос подтвердил увеличение трат на производство «элитного» контента в связи с появлением новых игроков в стриминге, по его словам стоимость выросла на 30%.

Запрос на количество игровых сериалов (сейчас это примерно 500 наименований в год) увеличивает гонорары специалистов — от художников-постановщиков и костюмеров до операторов и постановщиков трюков. Если нужен высококлассный контент, придется платить мастерам своего дела.

Стоимость серии растет также и из-за увеличения съемочного времени. Когда-то в среднем на постановку часового эпизода требовалось восемь дней, сейчас называют от десяти дней и больше. Звезды требуют привязки к дому: все то же «Утреннее шоу» по просьбе артистов снимали в Лос-Анджелесе, а не в Нью-Йорке, как планировалось, но налоговые льготы в LA не такие щедрые, как в NY. Кроме того, павильоны в Лос-Анджелесе загружены настолько, что производственные компании торгуются за место съемок как на аукционе. Участие звезд заставляет продюсеров выстраивать график работ в зависимости от их требований — особенно это касается востребованных актеров, работающих нон-стопом.

Variety приводит в пример слова одного экзека: «Звезды привозят свой антураж — тренеров, стилистов, дублеров. И все они привыкли к первому классу. Потом берешь вторую звезду в проект, она узнает сколько зарабатывает коллега — и все, приходится снова повышать гонорар. И так далее. Поддерживать высокий уровень становится невозможно. Все валится, как домино».

Райан Мёрфи в интервью New York Times сказал: «Я снимаю коммерческие сериалы с размахом, они классные и роскошные». Чтобы получилось так, как требует шоураннер, нужны солидные вливания. Стоимость одного эпизода сериала «Корона», считавшейся некоторое время самым дорогим проектом Netflix, составляла 13 млн долларов. Оно и понятно: костюмы, декорации, съемки на локациях. Действие «Политика» развивается в наше время, однако Мёрфи требовался бюджет на топовых звезд (Гвинет Пэлтроу, Джессика Лэнг и Бен Платт) и траты на костюмы и локации.

Фрагменты сериала «Политик»

Марти Ноксон работала на «Баффи» и привыкла, что называется, делать сериал из дерьма и палок. Когда она продюсировала «Острые предметы», то столкнулась с абсолютно новым опытом. «Я долгое время не могла осознать, что они снимают по сути длинный фильм». Иногда бюджет растет постепенно от сезона к сезону, как, например, у «Игры престолов», выросшая до 16 млн долларов за серию, что привело к тому, что съемки двух последних эпизодов длились 105 дней и стоили приличную восьмизначную сумму. «Игра престолов» изменила индустрию. Когда-то сериалы HBO «Братья по оружию» и «Тихий океан» были самыми дорогими мини-сериалами своего времени. Сейчас инсайдеры намекают, что третья часть этой саги Спилберга и Хэнкса о Второй мировой (Masters of the Air) обойдется AppleTV+ в 20 млн долларов за серию.

Но не только фэнтези и костюмные проекты стоят денег. Современные драмы, как видно по «Политику», тоже недешевы. HBO пришлось выложить по 11 млн долларов за каждый эпизод «Эйфории», так что владельцу сервиса, компании WarnerMedia придется раскошелиться на развитие контента, ну а самому HBO потребуется агрессивно привлекать подписчиков.

Конечно, большие бюджеты не всегда оправдывают себя. Можно вспомнить сериал База Лурмана The Get Down, на который Netflix потратил около 120 млн долларов, но она, что называется, не взлетела. Исполнительный продюсер комедии «Вице-президент» Дэвид Мэндел сомневается, что на производство сериалов нужно тратить заоблачные суммы. «Смотришь фильм Джеймса Кэмерона, где какой-нибудь самолет врезается в мост, думаешь, во, этот фильм стоит сотку миллионов. Но когда три человека в комнате, на что ты тратишь деньги? Просто потому, что тебе дают бюджет, не факт, что ты должен тратить все». Разумеется, стриминги не заказывают только дорогостоящие сериалы — все тот же Netflix наряду с «Короной» и «Политиком» снимает и сериалы подешевле. Ситком Pen15, одна из самых популярных комедий на Hulu, был снят за скромные деньги.

Индустрия надеется, что войдя в бизнес, новые стриминг-сервисы со временем начнут экономить. Та же Ноксон считает, что Apple наиграется с концептуальными разработками и перестанет швыряться деньгами. «В конечном счете, они начнут искать возможность сокращения бюджетов». Английский язык не знает выражения «голь на выдумку хитра», но в индустрии знают, что малые бюджеты порой приводят к интересным творческим решениям — достаточно посмотреть, например, фильмы о съемках трилогии Питера Джексона «Властелин колец», общий бюджет которой составил 280 млн долларов, там видно, к каким ухищрениям обращалась съемочная группа.

В противном случае, каждый подписчик будет в прямом смысле на вес золота.

%d такие блоггеры, как: