Индустрия Кино

Мартин Скорсезе продолжил войну с Marvel

Режиссер «Ирландца» снова высказался о состоянии дел в современном кино

На кинофестивале в Лондоне Мартин Скорсезе, обсуждая только что показанный фильм «Ирландец», продолжил поднятую недавно тему супергеройских блокбастеров.

В интервью журналу Empire Скорсезе заявил: «Я не смотрю его [кино о супергероях]. А ведь знаете, я пробовал. Но это не кинематограф. Признаться, мне все это больше напоминает парк аттракционов, вне зависимости от того, насколько хорошо они сняты, и вне зависимости от того, как хорошо играют актеры, учитывая обстоятельства. Это [не имеет отношения] к кино, в котором один человек пытается передать эмоциональный и психологический опыт другому человеку».

Слова режиссера вызвали бурную реакцию со стороны киносообщества, расстроив и постановщиков фильмов Marvel. Джеймс Ганн, чьи «Стражи Галактики» как раз прекрасно показывают, как в истории могут совмещаться говорящий енот, живое дерево и масса человеческих эмоций, был особенно опечален: «Мартин Скорсезе входит в пятерку моих любимых современных режиссеров. Меня возмутило, когда люди, не смотревшие „Последнее искушение Христа“, устраивали протесты. Меня печалит, что сейчас он осуждает мои фильмы не глядя. Но несмотря на сказанное, я всегда буду любить Скорсезе, останусь признателен за его вклад в кинематограф. И с нетерпением жду „Ирландца“».

Пожалуй, самой любопытной стала реакция Кевина Смита. Режиссер, будучи большим знатоком и поклонником комиксов, в разговоре с Yahoo! Entertainment сказал, что Скорсезе на самом-то деле не так уж и далеко ушел от супергеройского кино. «Я бы сказал, что Мартин Скорсезе снял, пожалуй, самый мощный фильм о супергерое. „Последнее искушение Христа“ — супергеройское кино. И я ни в коем случае не умаляю Иисуса. Просто кто есть Иисус, как не супергерой?»

К сожалению, режиссер «Таксиста» не читает ответы своих младших коллег. На Лондонском кинофестивале Скорсезе повторил свои слова и добавил кое-что сверху.

«Ценность кино, которое похоже на тематические парки аттракционов, к примеру, как фильмы Marvel в мире, где кинотеатры стали развлекательными парками… Опыт [их просмотра] совсем другой. Это не кино, это нечто иное, — сказал режиссер на пресс-конференции „Ирландца“. — Надо сопротивляться его оккупации. Кинотеатры должны активизироваться и показывать фильмы с сюжетом. Фильмы на три часа, которые могут быть сняты одним кадром, необязательно иметь привычное начало, середину и финал».

По данным THR Скорсезе повторил эту ремарку и на ежегодной лекции в Британской киноакадемии (BAFTA). «Кинотеатры стали парком развлечений. Все это прекрасно, но ничего другого они не привносят. Все это хорошо для тех, кому нравятся такого рода фильмы, и, кстати, зная, кто их сейчас смотрит, я ценю эту работу. Просто это не мое. Такое кино создает новый тип зрителя, считающий, что кино — это вот такие фильмы».

Пожалуй, стоит отметить, что такие ремарки Мартин Скорсезе делает не в первый раз. В декабре 2016-го режиссер говорил: «Кинематограф умер. Кино, на котором я вырос, которое снимаю сам, умерло. Кинотеатры, вне сомнений, всегда будут местом для получения опыта совместного просмотра. Но каким будет этот опыт? Неужели [зрители] всегда будут смотреть только фильмы, похожие на тематические парки аттракционов? Мои слова кажутся стариковскими речами, но я и есть старик. Большой экран для меня начался в 1950-х, когда мы перешли от вестернов к „Лоуренсу Аравийскому“ и пришли к „Одиссее 2001 года“ в 1968-м. Это опыт просмотра „Головокружения“ и „Искателей“ в формате VistaVision».

Тогда, в 2016-м, проект мечты Скорсезе, драма «Молчание» по роману Сюзаку Эндо, с треском провалилась в мировом прокате, собрав всего 23 млн долларов (из них только 7,1 млн долларов в Северной Америке). Фильмы режиссера очень непросто чувствуют себя в современных кинотеатрах. «Остров проклятых», вышедший в 2010-м, собрал в мире 294 млн долларов. Эксперимент с 3D, семейный фильм «Хранитель времени», появившийся годом позже, не дотянул до сотни миллионов у себя на родине, остановившись на отметке в 73,8 млн долларов (общие сборы по миру — 185 млн долларов). «Волк с Уолл-стрит» собрал в мире 392 млн долларов в 2013-м.

В 2014-м Скорсезе опубликовал открытое письмо к дочери, в котором с одной стороны отмечал конец старого кинематографа, но с другой стороны смотрел в будущее с оптимизмом, «потому что впервые за долгое время кино можно снимать за относительно небольшие деньги». Здесь, конечно, придется вспомнить, что финансировать «Ирландца» взялся стриминг-гигант Netflix, который перехватил картину у студии Paramount, изначально купившей права на прокат в Америке. Из-за необходимости применить передовые компьютерные технологии омоложения Роберта Де Ниро и Аль Пачино, стоимость производства картины составила 159 млн долларов, а по некоторым данным она приближается к 200 млн долларов.

На сегодняшний день критики единогласно дают «Ирландцу» высокую оценку — 100% «свежести» на Rotten Tomatoes. Питер Брэдшоу из Guardian и вовсе считает, что это лучший фильм режиссера за тридцать лет. К сожалению, мы не узнаем, сколько человек посмотрит его — Netflix не разглашает такие данные. Но есть и плюс: 27 ноября, когда «Ирландец» выйдет на Netflix, его увидит весь мир. И сразу же заговорит о нем.

%d такие блоггеры, как: