Сериалы

Closure, bitch!

Фильм Винса Гиллигана «Эль Камино» — типичный фансервис, но это нормально

Посмотрели на Netflix фильм про Джесси Пинкмана, рассказываем.

Breaking Bad можно было бы перевести как «Преступив закон», что слегка снизило бы игривую коннотацию фразы «Во все тяжкие». Английское словосочетание заключает в себе слово breaking, ломать. Сериал Винса Гиллигана — непростое но методичное и в чем-то увлекательное наблюдение в пяти сезонах над тем, как жизнь ломает человека. Напомним вкратце, что было в предыдущих сериях.

Школьный учитель Уолтер Уайт полностью перерождается, когда рак толкает его в криминальный бизнес. Он варит наркотики со своим бывшим учеником Джесси Пинкманом (yeah science!), недалеким, но смышленым малым. Под конец пятого сезона, Гиллиган устроил Джесси настоящую пытку, усадив его в бетонный колодец на длительное время. Оттуда он вырывается чудом и, оставив умирать Уолтера, со смехом несется в ночь, выжимая максимум из своей тачки.

Надо ли нам знать, что было дальше?

Когда Спилберг отправлял Индиану Джонса с отцом в закат, он был уверен, что снял последний фильм серии (но ошибался). Герои часто уходят в неизвестность на фоне красивых пейзажей (есть даже такой троп), оставляя зрителя с титрами и размышлениями, как сложится их судьба. Зачастую герои становятся популярными, и студии решают продолжить их приключения. С телепроектами работает ровно такой же механизм — его еще обыгрывали в пост-пост мета-мета сериале «Сообщество» (Community), когда Абед (Дэни Пуди), убегая в плаще, кричит «Шесть сезонов и фильм!»

Фанаты «Сообщества» повторяли эти слова, обращаясь к продюсерам, студии, каналу, крича в пустоту, всякий раз, когда судьба проекта висела на волоске (например, когда уволили шоураннера). Потому что хочется получить достойный финал, closure, завершение сюжетных линий любимых персонажей. Памятна история с резко закрытым каналом Fox сериалом «Светлячок» Джосса Уидона. Режиссер снял полнометражный фильм, спустя два года прошедших под аккомпанемент отчаянных требований фанатов, однако «Миссия Серенити» (2005) с треском провалилась, собрав всего 38 млн долларов в мировом прокате. Уидон хоть и завершил историю, но не учел, как важно было привести всех героев (желательно живыми) к хэппи энду.

Герои «Друзей» положили ключи на стол и вышли из квартиры, в которой провели много лет, и все мы вот уже пятнадцать лет гадаем, что же случилось с ними, как сложились судьбы кофеманов из Нью-Йорка. Удовлетворение в финале сериала не что иное, как точка, после которой инвестированное в просмотр личное время (иногда это несколько лет) уже не кажется потраченным зря. «Во все тяжкие» завершились многоточием — никто не знал, умер ли Уолтер Уайт, и что случилось с Джесси Пинкманом. Как оказывается, уезжая от раненого Уолтера, Джесси прихватил по пути тяжелейший случай посттравматического синдрома и острое желание смыться куда подальше.

Двухчасовой «Эль Камино» только прикидывается фильмом, но на самом деле это три сорокаминутные серии. Действие здесь не несется, во весь опор, несмотря на необходимость Пинкмана скрываться от полиции. Гиллиган подошел к фильму с привычным «Тяжким» чувством, толком и расстановкой, как если бы продолжал пятый сезон. Он дает героям время на паузы, показывает флэшбэки, разрешает Джесси посмотреть в потолок, лежа в доме своих друзей Бэджера и Скинни, пока события последних недель не напомнят о себе. Никакой спешки, take your time, Джесси.

Можно ли смотреть «Эль Камино» отдельно от сериала «Во все тяжкие»? Совершенно точно нет. Если не знать, кто такие Бэджер и Скинни, не проникнешься фразой последнего «ты мой герой и все такое». Если не знать, каким был Джесси в начале сериала, не поймешь, какой путь он прошел. Фансервис? На все сто процентов. Однако любой фильм, который продолжает или заканчивает сериал (будь то «Секс в большом городе» или «Аббатство „Даунтон“»), суть фансервис. Фансервис вещь рисковая (см. пример с «Миссией Серенити»), но в то же время выгодная: полный метр «Аббатства» собрал в американском прокате 76,9 млн долларов. Netflix хоть и не раскрывает цифр просмотров «Во все тяжкие» или его спиноффа «Лучше звоните Солу», запустив «Эль Камино», дал понять, что зрительский запрос определенно существует. А если так, то и финал должен был оставаться на высоком уровне.

Жертва манипуляций Уолтера, Пинкман из беззаботного и придурковатого парня превращается в сдержанного героя боевиков (кажется, Голливуд здорово недооценивает Аарона Пола) — этот контраст особенно ярко виден, когда ближе к финалу Гиллиган выдает флэшбэк, сажая Уолтера и Джесси в закусочной. «Что будешь делать потом? Может, в колледж пойдешь? Что бы ты изучал?» «Спортивную медицину», — отвечает Пинкман. Уолтер настаивает: «А я считаю, что бизнес и маркетинг. Ты бы мог преподавать их!» Потом, правда, Уолтер поймет тщету разговоров об образовании и выдаст откровение: «Знаешь, тебе очень повезло. Не пришлось всю жизнь ждать, чтобы сделать нечто особенное».

Вырвавшись из плена, Джесси совершенно точно знает, что сделает. Ему необходимы деньги, чтобы незаметно выбраться из страны и начать новую жизнь. Для этого придется вернуться в квартиру своего мучителя Тодда (Джесси Племонс), запачкать руки, пройти через ряд неприятных воспоминаний, тригерящих ПТСР, но в итоге… В итоге Гиллиган дает зрителю то, что он хочет получить: хэппи энд (пусть и своеобразный). Мы понимаем, что у Джесси все будет хорошо. Потому что в финальных кадрах видно лицо человека, который знает, что ему повезло.

%d такие блоггеры, как: