Индустрия Кино Сериалы

7 лайфхаков: как нам стать частью глобальной киноиндустрии

В новой Мировой войне борьба идет за контент!

В сентябре в Санкт-Петербурге прошел Cineposium: глобальный съезд кинокомиссий — организаций, которые в своих городах и странах создают условия для съемок фильмов и сериалов (организатором выступил «Русский офис кинокомиссий»). Главные вопросы, который звучали лейтмотивом этого мероприятия: хочет ли Россия встроиться в мировое кинопроизводство и что для этого надо сделать? 

1. Поменять отношение к индустрии развлечений

XXI век будет веком контента. Потребление продукта индустрии развлечений — это больше не «убить часок между важными делами». Качественного контента сегодня столько, что он претендует на все ваше время. Фильмы, сериалы становятся темой для разговоров, влияют на наше поведение, заново перевоплощаются в политическом поле, как это только что случилось в Украине с исполнителем главной роли в сериале «Слуга народа». Представление о том, что «кино» — это развлечение для молодежи, а «политика» — серьезное дело для взрослых людей давно не выдерживают проверки реальностью. Можно сказать, что в новой Мировой войне борьба идет за контент и за привлечение производителей контента на свою территорию. Так, маленькая Литва сейчас лидирует среди Балтийских стран по качеству базы для кинопроизводства. Успех сериала «Чернобыль», получивший 19 номинаций на премию Emmy (в том числе за костюмы и продакшен-дизайн, в работе над которыми принимали участие местные специалисты) — это еще и успех Литвы, которая была частью Советского Союза и сегодня является основным пунктом назначения для съемочных групп, ищущих советскую и постсоветскую фактуру. Россия в этом смысле обладает огромными возможностями: феноменальное разнообразие природы; человеческий потенциал, который нуждается в раскрытии; и Петербург, принимавший Cineposium и поразивший гостей из индустрии, оказавшихся здесь впервые — готовый город-декорация. 

Съемки «Чернобыля» в Вильнюсе/Vilnus Tourism

2. Работать над имиджем страны

России пора перестать быть похожей на стереотипы о ней. Россия — страна, при мыслях о которой у типичного иностранца до сих пор перед глазами проплывает бутылка водки, ушанка, а за ними скачет медведь с балалайкой. Сотрудники кинокомиссий и чиновники студий, приехавшие в Санкт-Петербург в середине сентября, поразились хорошей погоде и — что самое удивительное — чистоте города. «Первое, что я думаю о России — снег», — признавалась Эшли Райс, исполнительный вице-президент по производству Legendary TV&Digital. Логично, учитывая голливудскую репрезентацию нашей страны: в «Железном человеке 2» (2010) показывали закованный льдом город, в котором с трудом передвигаются замотанные в тулупы люди, а фильм «Красный воробей» (2018) транслировал стереотипы, как будто почерпнутые из фильмов 1980-х (и конечно, там было много снега). Если иностранные кинематографисты будут чаще посещать нашу страну, а принимающие их организации не будут устраивать им приемы с цыганами и танцующими медведями (что практикуется до сих пор), то картинка начнет наконец меняться. Если Россия при этом станет более открытой и развернется лицом к мировому сообществу, снег растает еще быстрее.

3. Ввести рибейты

На каждом крупном международном теле- киномероприятии в индустриальной прессе можно увидеть рекламные проспекты разных стран, обещающих комфортные условия работы и рибейты — возврат части потраченных продюсерами на этой территории средств (в упомянутой выше Литве рибейты составляют 30%). Система налоговых льгот для производителей контента, которая была запущена в России в 2017 году, пока что действует только в пяти регионах, поскольку это не федеральная программа, а результат инициативы местных властей (Ульяновская, Калининградская, Новгородская, Вологодская области, Приморский край). Претендовать на субсидии из региональных бюджетов могут только российские кино- и телекомпании (они как минимум могут выступать копродюсерами в международном производстве). Как сообщают «Ведомости», начиная с этой осени, на выплаты из федерального бюджета в размере от 30 до 40% затрат на производство в России смогут претендовать создатели художественных, документальных и анимационных фильмов, а также сериалов. Уже в этом году продюсеры получат 70 млн руб., в 2020 г. общий размер госсубсидий на рибейты составит 700 млн руб., в 2021 — 1,5 млрд руб.

4. Наладить работу кинокомиссий по стране

Чтобы иностранцы не потерялись в необъятной России, необходима четкая работа местных кинокомиссий. На сегодняшний день их крайне мало (в Петербурге, например, она просто отсутствует), а их увеличение привело бы к расширению географии съемок. Кинокомиссии – своего рода прослойка между администрацией (страны, города, района) и продюсерами. Сотрудники кинокомиссии делают съемочный процесс удобным и берут на себя работу со всей необходимой документацией. Они консультируют кинематографистов по вопросам организации и проведения съемок и помогают выбрать подходящие локации.  Например, Московская кинокомиссия за первый год своей работы согласовала и провела съемки более 400 эпизодов фильмов и сериалов и приступила к созданию единой базы городских локаций, электронного справочника с фотографиями и описаниями возможных мест съемок.

5. Создавать инфраструктуру для международного производства

Любое производство невозможно без хорошо развитой инфраструктуры. Многие мечтают снимать кино на плато Путорана, но до него надо не только добраться, но и где-то жить. Строить дороги, налаживать недорогое сообщение между регионами, открывать недорогие отели, организовывать пункты проката съемочной техники в крупных городах, обучать персонал, наконец, учить английский язык — кажется, все это лежит на поверхности, но в реальности оборачивается целым комплексом задач, решение которых займет много лет. Частично проблему могут решить сами производители. Так, канал HBO, который планирует запускать собственный стриминг, закладывает в бюджет каждого своего проекта обучение местных кадров. В той же Литве один из крупных производителей несколько лет назад по договору оставил в стране всю свою технику, что создало базу для последующих съемочных групп. Улучшение технической базы и появление сотрудников, имеющих современные профессиональные навыки, способно значительно подстегнуть и развитие собственной индустрии.

Квартира в Вильнюсе, в которой воссоздан советский быт
и которую можно снять на Airbnb

6. Создавать условия для кинотуризма

Один из самых примечательных примеров кинотуризма в интернете — сайт-травелог Fangirl Quest, который уже почти десять лет ведут финские девушки Тия Охман и Сату Уолден. Они начинали с того, что приезжали на локацию и делали scene framing — снимок с кадром внутри; через несколько месяцев их снимками делились десятки тысяч человек. Девушки из Хельсинки превратились в профессиональных кинотуристок. Они побывали во Флоренции, где снимали «Ганнибала», в Ванкувере, где плотно прописался Голливуд; съездили на локации «Острых козырьков» в Ливерпуль — и разумеется, у них есть подробный гид по локациям «Игры престолов». На своем сайте Тия и Сату рассказывают, куда они ездили и дают советы будущим путешественникам. Если в России будут снимать интересное кино, если мы будем предоставлять иностранным кинематографистам все условия для работы над их картинами, то есть вероятность, что и к нам потянутся такие люди, как Тия и Сату (тем более, что Петербург с 1 октября вводит электронные визы для граждан 53 стран, а лоукостеры вроде Ryanair рассматривают возможность летать из Пулково). BBC снимали «Войну и мир» в Гатчине, и англичане поехали бы туда, но условия пребывания для туристов в городе оставляют желать лучшего. Поэтому одновременно с повышением качества кинематографа, нам нужно повышать качество туристических услуг.

Немногие русские блокбастеры способны пройти даже полушутливый тест Бехдель

7. Поменять отношение к концепции гендерного баланса

Выработка осознанного подхода к гендерным вопросам — сложный процесс, который требует в том числе и государственной политики, но здесь, кажется, может сработать метод fake it till you make it. К сожалению, привычное объяснение «у нас этой проблемы нет» не действует на коллег из иностранных продакшенов — для них это скорее признак отрицания проблемы (согласно данным «Невафильм» в России только 23% режиссеров и меньше 5% операторов являются женщинами). К сожалению, идея демократического представительства в политике и искусстве (к которой имеет прямое отношение феминизм) пока только начинает проникать в наше общество. Но если мы хотим встраиваться в мировое кинопроизводство сегодня или в будущем, надо осознать, что уважительное отношение к женщине и идея гендерного баланса — равного распределения доступа к ресурсам — это не «принудительное квотирование по признаку пола», а как минимум форма вежливости, которую придется соблюдать, если вы хотите принимать участие в общем деле: большинство людей говорит «здравствуйте» и «спасибо», даже если не желают здоровья и не чувствуют благодарности.


%d такие блоггеры, как: